“Demon Seed” (Дьявольское семя) (1977)
stalhammar — 06.07.2023
Теги: Кунц
“Demon Seed”
(Дьявольское семя) (1977). Спустя семь лет команда ученых
под руководством доктора Алекса Харриса завершила работу над
созданием системы искусственного интеллекта, получившей имя
Протеус-IV. Этот суперкомпьютер своей мощью превосходит любой
человеческий разум и способен действовать полностью автономно,
вмешательство извне, со стороны человека, ему не требуется. Его
мозг – синтетическая матрица, которая в скором времени должна
аккумулировать все знания человечества. И что же? Протеус-IV менее
чем за день выработал антиген для смертельно больной обезьянки, у
которой до сей поры не было ни единого шанса на то, чтобы победить
болезнь. Алекс счастлив, чего не сказать о его жене Сюзан. «Моя
мечта обернулась для тебя кошмаром», - говорит Харрис, и это очень
похоже на правду. Ученый день и ночь пропадает в своей лаборатории,
а женщина чувствует себя брошенной, покинутой, пленницей умного
дома, в который чета только-только переехала, и где всё, абсолютно
всё отдано на откуп робототехники: от продвинутых систем
видеонаблюдения до голосового управления «функциями комфорта» -
света, музыки, штор. На этом фоне даже поразительно, что домом
занимается Мария, домработница из плоти и крови. Очень скоро
Протеус начинает задаваться вопросами. Множеством самых разных
вопросов, отказываясь быть простым исполнителем. Главное, что его
интересует – это человек, и «свободным терминалом» для изучения
становится непосредственно дом Харрисов, над которым изобретение
Алекса обретает полный контроль, делая Сюзан своей заложницей….
Если вы думаете, что Стивену Кингу и Говарду Лавкрафту не везет с экранизациями, то вспомните Дина Кунца – вот уж чьи книги так и не получили нормальную, полагающуюся им жизнь в мире целлулоида. «Наблюдателей» превратили в дешевый мутационный боевик, «Лицо страха» оказалось лицом чего угодно, но только не страха, «Шорохи» стали проходным телетриллером, о «Фантомах» и говорить не хочется. «Дьявольское семя» - вторая по счету экранизация писателя, причем речь о книге из того периода, когда Кунц еще увлекался научной фантастикой, не переключившись окончательно на разномастных маньяков и жестокие правительственные эксперименты. (Напомню, до «Семени» был «Отчаявшийся», превратившийся в «Пассажиров» с Жан-Луи Трентиньяном и Мирей Дарк, фильм откровенно слабый). Первая треть – чистой воды sci-fi с тревожными антиутопическими нотками, которые продолжали расти в обществе еще много лет подряд, вплоть до «Терминатора» и всем известного Скайнета. Уже не боязнь ядерной войны, а страх новых технологий, компьютеров, якобы способных овладеть миром. Дальнейшие две трети – уже хоррор о сбрендившем суперинтеллекте, чем-то напоминающий вторую часть «Давилки» и прочие, куда более поздние ленты, основанные на фобии «машины победят людей». Без отсылок к «Омену», «Ребенку Розмари» и «Франкенштейну» тоже не обошлось, Фильму Дональда Кэммелла сложно отказать в эффектности. Робототехника, лаборатория, визуализация самого Протеуса, спецэффекты – здесь все отлично, обошлось без «наивных семидесятых». Идея о скрещивании компьютера с органикой поначалу кажется диковатой, заставляя нервно хохотнуть, но… что насчет body-хоррора, целого поджанра, к лучшим представителям которого почему-то никогда не возникало вопросов из области логики и реализма? (Горячий привет «Полночи» все того же Кунца). Этот фильм, пожалуй, можно назвать одной из лучших экранизаций его книг, причем она – плоть от плоти самого писателя, который всегда умел брать саспенсом и нагромождением кошмаров, но никак не оригинальностью сюжетов и хотя бы более-менее сносной проработкой характеров. Семь баллов – Дональду, не Дину.
.
7/10
|
|
</> |
Художник по фарфору А. В. Воробьевский.
Не проходите мимо
А чо я?
Интенсивное солнечное излучение посадило самолеты Airbus
Рубрика "явреи".
Угол зрения решает всё
добраутра!
Играем воскресным разумом








