Дело молодых. О возрасте и опыте советских адмиралов Великой Отечественной войны
naval_manual — 07.05.2019Снова про войну.
В прошлый раз мы коснулись темы возраста флагманов РККФ в начале
Великой Отечественной войны. Тема интересная, но при обсуждении
действий советского флота в 1941-1945 гг. проблема редко
оказывается в центре внимания. Видимо, потому, что немногие помнят
о молодости - и неопытности - советских адмиралов. И, кажется,
никто не представляет, насколько, на самом деле, они были молоды и
неопытны - в сравнении с адмиралами других больших флотов. Именно
это "насколько" я и попробую сегодня оценить.
"Главкомы"
Сразу оговорюсь: формальная оценка опыта является задачей
нетривиальной, едва ли имеющей аналитическое решение в общем виде.
Я сознательно пошёл на использование упрощённых, укрупнённых
данных. Для прямого сравнения будут использованы всего три числа:
год рождения, возраст на момент вступления страны в войну (т.е.
возраст в 1939 г. для немцев, британцев и французов, в 1940 г. для
итальянцев, в 1941 г. для японцев, американцев - и наших),
продолжительность службы на ту же дату. Последнее может
определяться в разных флотах по-разному - но разница в данном
случае непринципиальна.
На первом шаге я решил сравнить немудрённые анкетные данные людей,
которых можно было бы назвать "главкомами" соответствующих флотов
на момент вступления в войну (с одним исключением - для американцев
я взял Эрнеста Кинга, назначенного на пост через три недели после
начала войны). В силу специфики организационных структур аналогии
не совсем прямые - впрочем, на фоне следующего раздела, где мы
попробуем найти аналоги нашим командующим флотами, это мелочи.
Итак, смотрим:
Дадли Паунд, Первый морской
лорд, главком королевского флота: 1877, 62 года, в службе 48
лет;
Эрих Редер, глава ОКМ, главком
немецкого флота: 1876, 63 года, в службе 45 лет;
Эрнест Кинг, главком американского флота:
1878, 63 года, в службе 40 лет;
Нагано Осами, начальник
японского МГШ: 1880, 61 год, в службе 40 лет;
Доменико Каваньяри,
начальник итальянского МГШ: 1876, 64 года, в службе 45 лет;
Франуса Дарлан, начальник
французского МГШ: 1881, 58 лет, в службе 38 лет.
Любопытно, что года рождения всех шести умещается в очень узкую
вилку, 1876-1881, что позволяет говорить о некотором "стандарте".
По продолжительности службы они распадаются на две группы -
"опытные" Паунд, редер и Каваньяри, "салаги" Кинг, Нагано и Дарлан.
Все, в принципе имели боевой опыт - впрочем, у Кинга и Каваньяри он
был, скорее, номинальным, у Нагано и Дарлана - специфичным (первый
служил в бригаде морской артиллерии во время осады Порт-Артура в
1904 г., второй - в бригаде морской артиллерии на Западном фронте
во время Первой мировой). Паунд во время Первой мировой служил на
дредноутах, в Ютландском сражении командовал "Колоссусом". Редер
выделялся даже по сравнению с Паундом: в 1912-1917 гг. он был
начальником штаба Разведывательных сил немецкого флота.
Назвать наркома Н.Г. Кузнецова молодым в
этом ряду можно, но прозвучит это как минимум двусмысленно.
Кузнецов родился в 1904 г. - он мог бы быть сыном любого из
вышеперечисленных, и даже не старшим. Начало службы Кузнецова можно
отсчитывать с 1919 г., когда он завербовался матросом на
северо-двинскую флотилию, но по стандартам большинства флотов его
настоящая карьера началась в 1926 г., с окончанием военно-морского
училища. К моменту назначения на должность, в 1939 г., шёл
тринадцатый год его службы - к началу войны он отслужил 15 лет.
Редер, на этом этапе службы, был старшим штурманом броненосного
крейсера "Йорк", Нагано - старшим офицером броненосного крейсера
"Ниссин", Кинг командовал дивизионом эсминцев.
Единственное, что отличало Кузнецова в смысле опытности, это
наличие - к июню 1941 г. - опыта руководства боевыми действиями
флота. Во время гражданской войны в Испании Кузнецов
год (с августа 1936 г. по август 1937 г.) был главным советником,
и, по мнению многих, фактически командующим республиканским флотом,
и он уже был наркомом во время советско-финской войны.
Здесь следует так же упомянуть первого заместителя Кузнецова,
начальник ГМШ И.С. Исакова. Он родился
в 1894 г., был на 10 лет старше Кузнецова, образование получил ещё
в императорском флоте: окончив в мае 1917 г. гардемаринские курсы,
стал ревизором эсминца "Изяслав". Но и ему в 1941 г. исполнилось 47
лет - иными словами, он был на 11 лет младше Дарлана на момент
вступления Франции во Вторую мировую. Срок его службы составил 27
лет - считая от начала обучения на гардемаринских. Таким образом,
офицер, игравший роль "наставника" как при Кузнецове, так и при
командующих флотами (Исаков часто ездил в командировки, а во время
финской войны лично, на борту линкора "Октябрьская революция",
возглавлял первую операцию по обстрелу батареи Сааренпя), служил на
10-20 лет меньше, чем старшие флагманы больших флотов.
"Командующие флотами"
Найти аналог нашим командующим флотами по должности в других флотах
не всегда просто, иногда - просто невозможно. Впрочем, в случае с
Royal Navy задача решается легко. Я решил выбрать для примера
четырёх адмиралов: Чарльза Форбса и Эндрю Каннигема, командовавших
Флотом Метрополии и Средиземноморским флотом в 1939 г., а так же,
для расширения базы, Джона Тови (сменившего Форбса в 1940 г.) и
Джеймса Сомервилла, летом 1940 г. командовавшего соединением Н, а в
1942-1944 г. - Восточным флотом. Смотрим:
Чарльз Форбс: 1880, 59
лет, в службе 45 лет;
Эндрю Каннигем: 1883, 56
лет, в службе 42 года;
Джон Тови:1885, 54 года,
в службе 38 лет;
Джеймс Сомервилл: 1882, 57 лет,
в службе 42 года.
В сложной немецкой системе руководства флотом разбираться можно
долго, мы этого делать не будем. Я выбрал трёх человек, к началу
войны занимавших наиболее важные оперативные должности в сентябре
1939 г.: Эриха Бёма, "начальника флота", Альфреда Заальфахтера,
командующего "Группой Вест", и Конрада Альбрехта, командующего
"Группой Ост".
Герман Бём: 1884, 55 лет,
в службе 36 лет;
Альфред Заальвахтер:
1883, 56 лет, в службе 38 лет;
Конрад Альбрехт: 1880, 59
лет, в службе 40 лет.
Выборка может показаться неудачной, поскольку никто из этих
адмиралов не стал по-настоящему крупной фигурой в ходе войны. С
одной стороны, это не противоречит основной идее - показать
особенности продвижения по службе в межвоенные годы - но я решил
добавить ещё четырёх человек. Трое выбраны как имевшие на своем
счету крупный оперативный успех - Вильгельм Маршалл (операция
"Юно", уничтожение "Глориеса"), сменивший в октябре 1939 г. Бёма;
Гюнтер Лютьенс (операция "Берлин"), в начале войны занимавший пост
"начальника миноносцев"; Отто Цилиакс (операция "Цербер"), в
сентябре 1939 г. командовавший линкором "Шарнхорст". Ну и - да,
нельзя же не упомянуть Карла Дёница. Итак:
Вильгельм Маршалл: 1886,
53 года, в службе 33 года;
Гюнтер Лютьенс: 1889, 50
лет, в службе 32 года;
Отто Цилиакс: 1891, 48
лет, в службе 29 лет;
Карл Дёниц: 1891, 48 лет,
в службе 29 лет.
Американский флот в нашем списек представляют Честер Нимиц,
командующий Тихоокеанским флотом, и Роял Ингерсолл, командующий
Атлантическим флотом. Поскольку американский флот был очень велик,
я решил добавить к списку Рэймонда Спрюэнса и Уильяма Хэлси -
адмиралов, в 1944 г. командовавших американским флотом в
центральной части Тихого океана.
Честер Нимиц: 1885, 56 лет, в
службе 36 лет;
Роял Ингерсолл: 1883, 58 лет, в
службе 36 лет:
Рэймонд Спрюэнс: 1886, 55 лет, в
службе 34 года;
Уильям Хэлси: 1882, 59 лет, в
службе 37 лет.
Японию в этом списке представляют Ямамото Исороку, командующий
Соединённым флотом, Кондо Нобутакэ, командующий 2-м флотом,
отвечавший за операции на юго-западном направлении, и адмирал
Микава Гунъити, в 1942 г. командующий 8-м флотом, в южной части
Тихого океана.
Ямамото Исороку: 1884, 57 лет, в
службе 37 лет;
Кондо Нобутакэ: 1886, 55 лет, в
службе 34 года;
Микава Гунъити: 1888, 53 года, в
службе 31 год.
От Италии будут Иниго Кампиони и Анджело Якино - относительно
известные имена, первый командовал главными силами флота в начале
войны, второй довольно быстро его сменил.
Иниго Кампиони: 1878, 62
года, в службе 44 года;
Анджело Якино: 1889, 51 год, в
службе 36 лет.
В случае с Францией, благодаря наличию географического деления,
ситуация проще. Я выбрал Франуса Жансуля, в начале войны
командующего "Рейдерскими силами" в Бресте, и - с подсказки Дмитрия
Якимовича - Эманнуэля Оллива, командующего Средиземноморским
флотом.
Марсель-Брюно Жансуль:
1880, 59 лет, в службе - 40 лет.
Эммануэль Оллив: 1882, 57 лет, в
службе 40 лет.
Понятно, что любая попытка оценить биографии всех этих людей
содержательно практически обречена на провал, поэтому просто
отметим ключевые числа. Не сложно видеть, что почти все родились в
80-х годах XIX в. - исключение составляют Кампиони, и Дёниц с
Циллиаксом. Да, кажется, что относительная молодость Дёница -
одного из самых известных персонажей Второй мировой - указывает на
неоднозначность оценки по годам рождения. Однако заметим, что в
1939 г. Дёниц командовал скромным "хозяйством", и постепенно
"набирал обороты" уже по ходу войны. Ну а Циллиакс просто
командовал кораблём, пусть и крупным. За вычетом трёх
исключений, мы снова видим некий "стандарт" прохождения
службы в крупных флотах, хотя разброс, по понятным причинам,
сильнее.
Теперь - анкетные данные трёх командующих советскими "западными"
флотами, В.Ф. Трибуца (Балтийский флот), Ф.С. Октябрьского
(Черноморский флот), А.Г. Головко (Северный флот).
В.Ф. Трибуц: 1900, 41
год, в службе 23 года;
Ф.С. Октябрьский: 1899,
42 года, в службе 23 года;
А.Г. Головко: 1906, 35
лет, в службе 16 лет.
Советские главкомы были на 10-15 лет младше ключевых
"адмиралов в море" больших флотов. Можно, конечно, сказать, что и
масштаб задач, и размер сил у советских адмиралов был иной. Это не
совсем так. При дефиците - и то относительном - крупных кораблей в
советском флоте было много подводных лодок и катеров, командующим
флотами подчинялись береговые батареи. И, что особенно важно: на
всех флотах были крупные силы авиации. Организационная сложность,
численность личного соства - всё это не было "малым". И чисто для
примера: у Октябрьского, который был на 8 лет младше Дёница и
Циллиакса (разница возраста на момент начала войны - 6 лет), и
подводных лодок было примерно столько же, и линкор был, и много ещё
чего.
Второе возражение может касаться прямых противников - они не
входили в число упомянутых выше адмиралов. Это верно, поэтому у нас
есть ещё один раздел.
Противники
Своебразие немецкой системы управления флотом отметили, поэтому
повторяться не буду - скажу просто, что противники выбраны в
качестве примера, это далеко не все, кто воевал с нашим флотом. В
число примеров попали два адмирала: Хуберт Шмундт (главный
специалист по "Восточному фронту", воевавший на Севере и на
Балтике, летом 1943 г. именно он решал задачу блокады Финского
залива) и Фридрих Вильгельм-Фляйшер, первый немецкий "Адмирал
Чёрного моря" (1941-1942 гг.) Кроме того, в список добавлены
капитан 1 ранга Ганс Бютов, командовавший немецкими силами в
Финском заливе летом 1941 г., и капитан 1 ранга Альфред
Шульце-Хинрикс, старший немецкий офицер на севере в то же время.
Смотрим:
Хуберт Шмундт: 1888, 51 год, 31
год в службе
Фридрих
Вильгельм-Фляйшер: 1890, 49 лет, 30 лет в службе
Ганс Бютов: 1894, 45 лет,
27 лет в службе
Альфред Шульце-Хинрикс:
1899, 40 лет.
Развёрнутый комментарий излишен. Самый молодой из перечисленных -
ровесник Октябрьского, самого старшего комфлота. Летом 1941 г.
Шульце-Хинрикс был в чине капитана 1 ранга и командовал флотилией
эсминцев, а в начале войны - и вовсе эсминцем.
Опальные
Прежде, чем переходить к заключению, необходимо упомянуть
представителей ещё одной категории флагманов советского флота -
людей опытных, но занимавших "тыловые" позиции в начале войны. В их
числе Л.М. Галлер (замнаркома по судостроению), С.П. Ставицкий
(начальник военно-морской академии), Н.П. Несвицкий (зам.
председателя постоянной приёмной комиссии) и Ю.Ф. Ралль (начальник
управления боевой подготовки, зам. председателя уставной
комиссии).
Л.М. Галлер: 1883, 58
лет, в служе 36 лет
С.П. Ставицкий: 1886, 55
лет, в службе 37 лет
Ю.Ф. Ралль: 1890, 51 год,
в служе 33 года
Н.П. Несвицкий: 1893, 48
лет, в службе 30 лет
Да, говорят, что Галлер "фактически" был первым замом наркома,
исполняя обязанности Исакова во время командировок последнего на
фронт - но на должности не был, а "и.о." начальника ГМШ после
ранения Исакова в 1942 г. стал адмирал В.А. Алафузов (1901 г.)
Назначение на фронт почти сразу получил Ралль, ставший начальником
Минной обороны КБФ, а с сентября 1941 г. - начальником штаба (но не
командующим). Ставицкий так же ездил на фронт, но никто из них не
получил полноценного самостоятельного назначения.
Заключение
Деятельность нашего флота в 1941-1945 гг. по-прежнему является
"горячей темой". При этом зачастую этот опыт рассматривается как
определяющий с точки зрения оценки ценности флота как такового.
Последнее странно, поскольку действия флота велись в особых
условиях. Одной из специфических - и очень важных - особенностей
было возраст командного состава.
Следует, пожалуй, сказать пару слов о том, за счёт чего достигалось
"ускорение" карьер. Отчасти это было связано с простыми
количественными показателями - короткими сроками нахождения в
должности. Например, Н.Г. Кузнецов по возвращении из Испании, в
августа 1937 г., был назначен первым заместителем командующего
Тихоокеанским флотом, а спустя 18 месяцев стал наркомом, успев в
промежутке побыть командующим флотом (с января 1938 г.). Однако
более важным представляется "качественное" измерение: советские
адмиралы пропускали не то что ступеньки - целые пролёты обычных
служебных лестниц. Тот же Кузнецов на высшие командные должности
попал сразу после службы командиром крейсера - не имея никакого
промежуточного опыта командирской или штабной службы, миновав
стандартные посты типа "командующий бригадой крейсеров". Исаков, с
другой стороны, фактически миновал этап службы "простым офицером" -
окончив курс в 1917 г., он уже в январе 1918 г. был старшим
офицером эсминца "Изяслав", а спустя год начал самостоятельную
командирскую карьеру. Октябрьский, с другой стороны, на командные и
штабные должности попал сразу с "мостика" торпедного катера,
Головко же, насколько я знаю, вообще не имел опыта командования ни
кораблём, ни катером.
Стоит отметить и другую особенность - "однобокость" опыта наших
адмиралов. Даже если оставить в стороне экстремальные случаи вроде
Кинга (который успел послужить и на эсминцах, и на линкорах, и на
подводных лодках, и на авианосцах - да ещё имел "крылышки"),
большинство зарубежных адмиралов имели опыт службы на кораблях
разных классов и в разных береговых должностях. У нас же Кузнецов,
например, служил только на крейсерах. Исаков - напротив, не служил
на кораблях крупнее эсминца. Октябрьский был "катерником". Только
Трибуц имел опыт службы на линкоре (и даже успел три месяца побыть
"и.д. командира").
В советском флоте не было системы назначения на должности именно
для получения опыта и практики, с заранее ограниченным сроком
службы - как то было в других странах, где офицеры получали
должности с заранее фиксированным сроком службы и меняли
корабельные и береговые должности (да, полный аналог проклятой
"цензовой системы"). Если Каннигем, получив свой первый линкор -
"Родни" - знал, что через год уступит место другому, то у нас
Несвицкий четыре года командовал крейсером "Червона Украина" и семь
(!) лет - линкором "Октябрьская революция". Полуанекдот, но факт:
Несвицкий командовал линкорами больше, чем Паунд, Каннингем и
вообще любой из вышеупомянутых адмиралов. Похоже, что - всё по тем
же необсуждаемым причинам - руководство РККФ боялось доверять
крупные корабли кому-то, кто мог не справиться. Но если в случае с
крупными кораблями это отчасти понятно, то отсутствие практики
назначения перспективных командиров на "тральные" или "катерные"
должности вызывает особое удивление. Если отсутствие у советских
адмиралов опыта командования линкорами и крейсерами может не
казаться серьёзным пробелом (хотя я так не считаю) - то куда как
более важно то, что никто из них не имел практики службы на
подводных лодках. Это было характерно для ряда других флотов, но
американские и немецкие адмиралы подводный опыт имели - и это
сказалось на результатах боевых действий. Точно так же советские
адмиралы не имели опыта командования береговыми батаремяи. И -
опыта командования авиацией, являвшейся главной ударной силой
флота.
Как именно всё это сказывалось на ходе боевых действий - тема для
отдельного исследования. Однако в любом случае - разговор о боевой
деятельности советского флота без разговора о специфике подготовки
командных кадров флота будет неполным. Если не сказать -
пустым.
P.S. Приношу извинения за помехи в эфире. Впрочем, сочетание
заголовка с пустым сообщением получилось символичным.
|
</> |