Дело молодых. О возрасте и опыте советских адмиралов Великой Отечественной войны

топ 100 блогов naval_manual07.05.2019

Снова про войну.

В прошлый раз мы коснулись темы возраста флагманов РККФ в начале Великой Отечественной войны. Тема интересная, но при обсуждении действий советского флота в 1941-1945 гг. проблема редко оказывается в центре внимания. Видимо, потому, что немногие помнят о молодости - и неопытности - советских адмиралов. И, кажется, никто не представляет, насколько, на самом деле, они были молоды и неопытны - в сравнении с адмиралами других больших флотов. Именно это "насколько" я и попробую сегодня оценить.

"Главкомы"

Сразу оговорюсь: формальная оценка опыта является задачей нетривиальной, едва ли имеющей аналитическое решение в общем виде. Я сознательно пошёл на использование упрощённых, укрупнённых данных. Для прямого сравнения будут использованы всего три числа: год рождения, возраст на момент вступления страны в войну (т.е. возраст в 1939 г. для немцев, британцев и французов, в 1940 г. для итальянцев, в 1941 г. для японцев, американцев - и наших), продолжительность службы на ту же дату. Последнее может определяться в разных флотах  по-разному - но разница в данном случае непринципиальна.

На первом шаге я решил сравнить немудрённые анкетные данные людей, которых можно было бы назвать "главкомами" соответствующих флотов на момент вступления в войну (с одним исключением - для американцев я взял Эрнеста Кинга, назначенного на пост через три недели после начала войны). В силу специфики организационных структур аналогии не совсем прямые - впрочем, на фоне следующего раздела, где мы попробуем найти аналоги нашим командующим флотами, это мелочи. Итак, смотрим:

Дадли Паунд, Первый морской лорд, главком королевского флота: 1877, 62 года, в службе 48 лет;

Эрих Редер, глава ОКМ, главком немецкого флота: 1876, 63 года, в службе 45 лет;

Эрнест Кинг, главком американского флота: 1878, 63 года, в службе 40 лет;

Нагано Осами, начальник японского МГШ: 1880, 61 год, в службе 40 лет;

Доменико Каваньяри, начальник итальянского МГШ: 1876, 64 года, в службе 45 лет;

Франуса Дарлан, начальник французского МГШ: 1881, 58 лет, в службе 38 лет.

Любопытно, что года рождения всех шести умещается в очень узкую вилку, 1876-1881, что позволяет говорить о некотором "стандарте". По продолжительности службы они распадаются на две группы - "опытные" Паунд, редер и Каваньяри, "салаги" Кинг, Нагано и Дарлан. Все, в принципе имели боевой опыт - впрочем, у Кинга и Каваньяри он был, скорее, номинальным, у Нагано и Дарлана - специфичным (первый служил в бригаде морской артиллерии во время осады Порт-Артура в 1904 г., второй - в бригаде морской артиллерии на Западном фронте во время Первой мировой). Паунд во время Первой мировой служил на дредноутах, в Ютландском сражении командовал "Колоссусом". Редер выделялся даже по сравнению с Паундом: в 1912-1917 гг. он был начальником штаба Разведывательных сил немецкого флота.

Назвать наркома Н.Г. Кузнецова молодым в этом ряду можно, но прозвучит это как минимум двусмысленно. Кузнецов родился в 1904 г. - он мог бы быть сыном любого из вышеперечисленных, и даже не старшим. Начало службы Кузнецова можно отсчитывать с 1919 г., когда он завербовался матросом на северо-двинскую флотилию, но по стандартам большинства флотов его настоящая карьера началась в 1926 г., с окончанием военно-морского училища. К моменту назначения на должность, в 1939 г., шёл тринадцатый год его службы - к началу войны он отслужил 15 лет. Редер, на этом этапе службы, был старшим штурманом броненосного крейсера "Йорк", Нагано - старшим офицером броненосного крейсера "Ниссин", Кинг командовал дивизионом эсминцев.

Единственное, что отличало Кузнецова в смысле опытности, это наличие - к июню 1941 г. - опыта руководства боевыми действиями флота.   Во время гражданской войны в Испании Кузнецов год (с августа 1936 г. по август 1937 г.) был главным советником, и, по мнению многих, фактически командующим республиканским флотом, и он уже был наркомом во время советско-финской войны.

Здесь следует так же упомянуть первого заместителя Кузнецова, начальник ГМШ И.С. Исакова. Он родился в 1894 г., был на 10 лет старше Кузнецова, образование получил ещё в императорском флоте: окончив в мае 1917 г. гардемаринские курсы, стал ревизором эсминца "Изяслав". Но и ему в 1941 г. исполнилось 47 лет - иными словами, он был на 11 лет младше Дарлана на момент вступления Франции во Вторую мировую. Срок его службы составил 27 лет - считая от начала обучения на гардемаринских. Таким образом, офицер, игравший роль "наставника" как при Кузнецове, так и при командующих флотами (Исаков часто ездил в командировки, а во время финской войны лично, на борту линкора "Октябрьская революция", возглавлял первую операцию по обстрелу батареи Сааренпя), служил на 10-20 лет меньше, чем старшие флагманы больших флотов.

"Командующие флотами"

Найти аналог нашим командующим флотами по должности в других флотах не всегда просто, иногда - просто невозможно. Впрочем, в случае с Royal Navy задача решается легко. Я решил выбрать для примера четырёх адмиралов: Чарльза Форбса и Эндрю Каннигема, командовавших Флотом Метрополии и Средиземноморским флотом в 1939 г., а так же, для расширения базы, Джона Тови (сменившего Форбса в 1940 г.) и Джеймса Сомервилла, летом 1940 г. командовавшего соединением Н, а в 1942-1944 г. - Восточным флотом. Смотрим:

Чарльз Форбс: 1880, 59 лет, в службе 45 лет;

Эндрю Каннигем: 1883, 56 лет, в службе 42 года;

Джон Тови:1885, 54 года, в службе 38 лет;

Джеймс Сомервилл: 1882, 57 лет, в службе 42 года.

В сложной немецкой системе руководства флотом разбираться можно долго, мы этого делать не будем. Я выбрал трёх человек, к началу войны занимавших наиболее важные оперативные должности в сентябре 1939 г.: Эриха Бёма, "начальника флота", Альфреда Заальфахтера, командующего "Группой Вест", и Конрада Альбрехта, командующего "Группой Ост".

Герман Бём: 1884, 55 лет, в службе 36 лет;

Альфред Заальвахтер: 1883, 56 лет, в службе 38 лет;

Конрад Альбрехт: 1880, 59 лет, в службе 40 лет.

Выборка может показаться неудачной, поскольку никто из этих адмиралов не стал по-настоящему крупной фигурой в ходе войны. С одной стороны, это не противоречит основной идее - показать особенности продвижения по службе в межвоенные годы - но я решил добавить ещё четырёх человек. Трое выбраны как имевшие на своем счету крупный оперативный успех - Вильгельм Маршалл (операция "Юно", уничтожение "Глориеса"), сменивший в октябре 1939 г. Бёма; Гюнтер Лютьенс (операция "Берлин"), в начале войны занимавший пост "начальника миноносцев"; Отто Цилиакс (операция "Цербер"), в сентябре 1939 г. командовавший линкором "Шарнхорст". Ну и - да, нельзя же не упомянуть Карла Дёница. Итак:

Вильгельм Маршалл: 1886, 53 года, в службе 33 года;

Гюнтер Лютьенс: 1889, 50 лет, в службе 32 года;

Отто Цилиакс: 1891, 48 лет, в службе 29 лет;

Карл Дёниц: 1891, 48 лет, в службе 29 лет.

Американский флот в нашем списек представляют Честер Нимиц, командующий Тихоокеанским флотом, и Роял Ингерсолл, командующий Атлантическим флотом. Поскольку американский флот был очень велик, я решил добавить к списку Рэймонда Спрюэнса и Уильяма Хэлси - адмиралов, в 1944 г. командовавших американским флотом в центральной части Тихого океана.

Честер Нимиц: 1885, 56 лет, в службе 36 лет;

Роял Ингерсолл: 1883, 58 лет, в службе 36 лет:

Рэймонд Спрюэнс: 1886, 55 лет, в службе 34 года;

Уильям Хэлси: 1882, 59 лет, в службе 37 лет.

Японию в этом списке представляют Ямамото Исороку, командующий Соединённым флотом, Кондо Нобутакэ, командующий 2-м флотом, отвечавший за операции на юго-западном направлении, и адмирал Микава Гунъити, в 1942 г. командующий 8-м флотом, в южной части Тихого океана.

Ямамото Исороку: 1884, 57 лет, в службе 37 лет;

Кондо Нобутакэ: 1886, 55 лет, в службе 34 года;

Микава Гунъити: 1888, 53 года, в службе 31 год.

От Италии будут Иниго Кампиони и Анджело Якино - относительно известные имена, первый командовал главными силами флота в начале войны, второй довольно быстро его сменил.

Иниго Кампиони: 1878, 62 года, в службе 44 года;

Анджело Якино: 1889, 51 год, в службе 36 лет.

В случае с Францией, благодаря наличию географического деления, ситуация проще. Я выбрал Франуса Жансуля, в начале войны командующего "Рейдерскими силами" в Бресте, и - с подсказки Дмитрия Якимовича - Эманнуэля Оллива, командующего Средиземноморским флотом.

Марсель-Брюно Жансуль: 1880, 59 лет, в службе - 40 лет.

Эммануэль Оллив: 1882, 57 лет, в службе 40 лет.

Понятно, что любая попытка оценить биографии всех этих людей содержательно практически обречена на провал, поэтому просто отметим ключевые числа. Не сложно видеть, что почти все родились в 80-х годах XIX в. - исключение составляют Кампиони, и Дёниц с Циллиаксом. Да, кажется, что относительная молодость Дёница - одного из самых известных персонажей Второй мировой - указывает на неоднозначность оценки по годам рождения. Однако заметим, что в 1939 г. Дёниц командовал скромным "хозяйством", и постепенно "набирал обороты" уже по ходу войны. Ну а Циллиакс просто командовал кораблём, пусть и крупным. За вычетом трёх исключений,  мы снова видим некий "стандарт" прохождения службы в крупных флотах, хотя разброс, по понятным причинам, сильнее.

Теперь - анкетные данные трёх командующих советскими "западными" флотами, В.Ф. Трибуца (Балтийский флот), Ф.С. Октябрьского (Черноморский флот), А.Г. Головко (Северный флот).

В.Ф. Трибуц: 1900, 41 год, в службе 23 года;

Ф.С. Октябрьский: 1899, 42 года, в службе 23 года;

А.Г. Головко: 1906, 35 лет, в службе 16 лет.

Советские главкомы были на 10-15 лет младше ключевых "адмиралов в море" больших флотов. Можно, конечно, сказать, что и масштаб задач, и размер сил у советских адмиралов был иной. Это не совсем так. При дефиците - и то относительном - крупных кораблей в советском флоте было много подводных лодок и катеров, командующим флотами подчинялись береговые батареи. И, что особенно важно: на всех флотах были крупные силы авиации. Организационная сложность, численность личного соства - всё это не было "малым". И чисто для примера: у Октябрьского, который был на 8 лет младше Дёница и Циллиакса (разница возраста на момент начала войны - 6 лет), и подводных лодок было примерно столько же, и линкор был, и много ещё чего.

Второе возражение может касаться прямых противников - они не входили в число упомянутых выше адмиралов. Это верно, поэтому у нас есть ещё один раздел.

Противники

Своебразие немецкой системы управления флотом отметили, поэтому повторяться не буду - скажу просто, что противники выбраны в качестве примера, это далеко не все, кто воевал с нашим флотом. В число примеров попали два адмирала: Хуберт Шмундт (главный специалист по "Восточному фронту", воевавший на Севере и на Балтике, летом 1943 г. именно он решал задачу блокады Финского залива) и Фридрих Вильгельм-Фляйшер, первый немецкий "Адмирал Чёрного моря" (1941-1942 гг.) Кроме того, в список добавлены капитан 1 ранга Ганс Бютов, командовавший немецкими силами в Финском заливе летом 1941 г., и капитан 1 ранга Альфред Шульце-Хинрикс, старший немецкий офицер на севере в то же время. Смотрим:

Хуберт Шмундт: 1888, 51 год, 31 год в службе

Фридрих Вильгельм-Фляйшер: 1890, 49 лет, 30 лет в службе

Ганс Бютов: 1894, 45 лет, 27 лет в службе

Альфред Шульце-Хинрикс: 1899, 40 лет.

Развёрнутый комментарий излишен. Самый молодой из перечисленных - ровесник Октябрьского, самого старшего комфлота. Летом 1941 г. Шульце-Хинрикс был в чине капитана 1 ранга и командовал флотилией эсминцев, а в начале войны - и вовсе эсминцем.

Опальные

Прежде, чем переходить к заключению, необходимо упомянуть представителей ещё одной категории флагманов советского флота - людей опытных, но занимавших "тыловые" позиции в начале войны. В их числе Л.М. Галлер (замнаркома по судостроению), С.П. Ставицкий (начальник военно-морской академии), Н.П. Несвицкий (зам. председателя постоянной приёмной комиссии) и Ю.Ф. Ралль (начальник управления боевой подготовки, зам. председателя уставной комиссии).

Л.М. Галлер: 1883, 58 лет, в служе 36 лет

С.П. Ставицкий: 1886, 55 лет, в службе 37 лет

Ю.Ф. Ралль: 1890, 51 год, в служе 33 года

Н.П. Несвицкий: 1893, 48 лет, в службе 30 лет

Да, говорят, что Галлер "фактически" был первым замом наркома, исполняя обязанности Исакова во время командировок последнего на фронт - но на должности не был, а "и.о." начальника ГМШ после ранения Исакова в 1942 г. стал адмирал В.А. Алафузов (1901 г.) Назначение на фронт почти сразу получил Ралль, ставший начальником Минной обороны КБФ, а с сентября 1941 г. - начальником штаба (но не командующим). Ставицкий так же ездил на фронт, но никто из них не получил полноценного самостоятельного назначения.

Заключение

Деятельность нашего флота в 1941-1945 гг. по-прежнему является "горячей темой". При этом зачастую этот опыт рассматривается как определяющий с точки зрения оценки ценности флота как такового. Последнее странно, поскольку действия флота велись в особых условиях. Одной из специфических - и очень важных - особенностей было возраст командного состава.

Следует, пожалуй, сказать пару слов о том, за счёт чего достигалось "ускорение" карьер. Отчасти это было связано с простыми количественными показателями - короткими сроками нахождения в должности. Например, Н.Г. Кузнецов по возвращении из Испании, в августа 1937 г., был назначен первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом, а спустя 18 месяцев стал наркомом, успев в промежутке побыть командующим флотом (с января 1938 г.). Однако более важным представляется "качественное" измерение: советские адмиралы пропускали не то что ступеньки - целые пролёты обычных служебных лестниц. Тот же Кузнецов на высшие командные должности попал сразу после службы командиром крейсера - не имея никакого промежуточного опыта командирской или штабной службы, миновав стандартные посты типа "командующий бригадой крейсеров". Исаков, с другой стороны, фактически миновал этап службы "простым офицером" - окончив курс в 1917 г., он уже в январе 1918 г. был старшим офицером эсминца "Изяслав", а спустя год начал самостоятельную командирскую карьеру. Октябрьский, с другой стороны, на командные и штабные должности попал сразу с "мостика" торпедного катера, Головко же, насколько я знаю, вообще не имел опыта командования ни кораблём, ни катером.

Стоит отметить и другую особенность - "однобокость" опыта наших адмиралов. Даже если оставить в стороне экстремальные случаи вроде Кинга (который успел послужить и на эсминцах, и на линкорах, и на подводных лодках, и на авианосцах - да ещё имел "крылышки"), большинство зарубежных адмиралов имели опыт службы на кораблях разных классов и в разных береговых должностях. У нас же Кузнецов, например, служил только на крейсерах. Исаков - напротив, не служил на кораблях крупнее эсминца. Октябрьский был "катерником". Только Трибуц имел опыт службы на линкоре (и даже успел три месяца побыть "и.д. командира").

В советском флоте не было системы назначения на должности именно для получения опыта и практики, с заранее ограниченным сроком службы - как то было в других странах, где офицеры получали должности с заранее фиксированным сроком службы и меняли корабельные и береговые должности (да, полный аналог проклятой "цензовой системы"). Если Каннигем, получив свой первый линкор - "Родни" - знал, что через год уступит место другому, то у нас Несвицкий четыре года командовал крейсером "Червона Украина" и семь (!) лет - линкором "Октябрьская революция". Полуанекдот, но факт: Несвицкий командовал линкорами больше, чем Паунд, Каннингем и вообще любой из вышеупомянутых адмиралов. Похоже, что - всё по тем же необсуждаемым причинам - руководство РККФ боялось доверять крупные корабли кому-то, кто мог не справиться. Но если в случае с крупными кораблями это отчасти понятно, то отсутствие практики назначения перспективных командиров на "тральные" или "катерные" должности вызывает особое удивление. Если отсутствие у советских адмиралов опыта командования линкорами и крейсерами может не казаться серьёзным пробелом (хотя я так не считаю) - то куда как более важно то, что никто из них не имел практики службы на подводных лодках. Это было характерно для ряда других флотов, но американские и немецкие адмиралы подводный опыт имели - и это сказалось на результатах боевых действий. Точно так же советские адмиралы не имели опыта командования береговыми батаремяи. И - опыта командования авиацией, являвшейся главной ударной силой флота.

Как именно всё это сказывалось на ходе боевых действий - тема для отдельного исследования. Однако в любом случае - разговор о боевой деятельности советского флота без разговора о специфике подготовки командных кадров флота будет неполным. Если не сказать - пустым.

P.S. Приношу извинения за помехи в эфире. Впрочем, сочетание заголовка с пустым сообщением получилось символичным.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Я вот ехала из банка, оставалось у меня 10 минут от обеденного времени - заехала в магаз прямо по пути: зашла, дошла до отдела, там померила и купила платье, потратила на это 5 минут :-) Платье еще нужно подшить - этим я озадачила маму. Впервые взяла платье в пол...с моим-то ростом :-)))) ...
" - Еще я некоторое количество раз наблюдал такой истовый перенос привязанности на игрушки/вещи. Очень травматичные получаются истории... по-моему, больше говорят об одиночестве этих людей... ... а не сломал бы он себе этим жизнь, обратившись в веру в то, что игрушки одушевлены? Вот ест ...
Друзья, сегодня как раз такой этап конкурса, что победить, прям как на играх Брикс, один единственный участник, нашедший где стадион. Что за конкурс, спросите вы.  Все просто. Каждую среду в одно и то же время я загадываю фильм и даю на него три обширные подсказки. Подсказки таковы, ...
...
Когда я шла на конгресс по дислексии, мои мысли были обращены скорее к вечеру, чем к дневным часам – их мне не хотелось растягивать. Я была не прочь, чтобы пленарное и секционные заседания пролетели быстро, потому что не испытывала к ним особого интереса. Однако все изменилось в миг! ...