Дело миноносца "Жаркий". Черноморский флот, май 1917 года
appavlenko — 26.05.2021Продолжу знакомить читателей с политической обстановкой на революционном Черноморском флоте в 1917 году.
Вскоре после окончания «дела генерала Петрова» (см. подробнее здесь https://appavlenko.livejournal.com/36911.html) на Черноморском флоте разгорелся новый громкий конфликт, получивший название «дело миноносца «Жаркий».
В середине мая 1917 г. экипаж этого корабля отказался идти в поход под командованием лейтенанта Г.М. Веселаго.[1] Центральный исполнительный комитет (ЦИК) Севастопольского совета 16 мая 1917 г. осудил действия команды и судового комитета, однако 18 мая нижние чины «Жаркого» удалили командира с корабля, подвергнув его при этом насмешкам и брани.[2] Сам офицер считал причиной конфликта вмешательство судового комитета в командование миноносцем.[3] Служивший на корабле будущий советский адмирал Н.Е. Басистый вспоминал, что лейтенант Г.М. Веселаго не хотел слышать ни о каком ограничении своей власти.[4] По мнению члена Севастопольского совета М.М. Заславской, глубинной причиной конфликта послужили претензии председателя судового комитета Мамая и стремление Г.М. Веселаго сохранить авторитет офицера.[5]
Специальная комиссия, разбиравшая этот инцидент, сочла виновными, как членов судового комитета (признаны главными виновниками) и экипаж, так и командира корабля. Было решено подвергнуть дисциплинарному взысканию членов комитета и разъяснить команде «неправильность и незаконность их действий», не предавая никого суду. Вопрос о мере взыскания лейтенантуГ.М. Веселаго должен был определить А.В. Колчак, а комиссия, со своей стороны, сочла невозможным дальнейшее командование Г.М. Веселаго «Жарким».[6]
Однако 31 мая делегатское собрание Черноморского флота почти единогласно присоединилось к решению вышеназванной комиссии относительно Г.М. Веселаго («за» – 310, «против» – 7) и 167 голосами против 150 отклонило предложения относительно команды и комитета.[7]
По этому поводу 1 июня командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак доложил военному и морскому министру А.Ф. Керенскому своё мнение, «что командир, не совершив ничего против закона, может быть обвинён только в бестактности, комитет и команда совершили преступление. Прошу вашего приказа: 1) миноносцу «Жаркий» немедленно окончить компанию; 2) всё дело передать прокурорскому надзору для выяснения виновных и привлечения их к суду».[8]
А.Ф. Керенский одобрил это, и 4 июня Колчак отдал приказ «Жаркому» окончить компанию 6 июня.[9] Также было принято решение расформировать экипажи старых линкоров «Три Святителя» и «Синоп», пополнив за их счет команды транспортов. Команды этих трех кораблей заявили протест, поддержанный массой моряков.[10]
В дальнейшем дело миноносца «Жаркий» сыграет важную роль в дестабилизации обстановки на Черноморском флоте, приведшей к уходу командующего флотом А.В. Колчака со своей должности 6 июня 1917 года.
[1] Платонов А.П. Черноморский флот в революции 1917 г. и адмирал Колчак. Л., 1925. С. 77.
[2] РГАВМФ. Ф. Р-181. Оп. 1. Д. 13. Л. 97, 105-105 об.
[3] Веселаго Г.М. Несколько эпизодов из моей службы в Черноморском флоте, 1915-17 гг. // Морские записки. 1952. Т. Х. № 3. С. 24-25.
[4] Басистый Н.Е. Море и берег. М., 1970. С. 47.
[5] РГАСПИ. Ф. 70. Оп. 3. Д. 497. Л. 3 об.
[6] РГАВМФ. Ф. Р-183. Оп. 1. Д. 73. Л. 131, 131 об, 133.
[7] РГАВМФ. Ф. Р-181. Оп. 1. Д. 13. Л. 128-128 об.
[8] РГАВМФ. Ф. Р-187. Оп. 1. Д. 333. Л. 31.
[9] Научно-справочная библиотека РГАВМФ. Приказы командующего ЧФ. 1917 г. Ч. 4. № 2299.
[10] Жуков В.К. Черноморский флот в революции 1917-1918 гг. М., 1931. С. 62-63; Допрос Колчака. Л., 1925. С. 76.
Источник: Павленко А.П. Офицеры Черноморского флота России в революции 1917 года и начале Гражданской войны (март 1917 г. — апрель 1918 г.). Дис. кан. ист. наук. Екатеринбург, 2015. С. 181-182.
Аббревиатуры нужно расшифровать?