Давай, до свиданья или Вернись, я все прощу? Часть Первая
desp_immigrant — 13.02.2024 Очередная преподавательская тема навеянная постами коллег в Инсте и Экс-твиттере.Студенты бросающие весь курс или прекращающие занятия с конкретным преподавателем - распространенное явление.
На вопрос "почему это происходит?" ответов, естественно, очень и очень много. Но даже на вопрос "а нужно ли в принципе выяснять причину?" тоже нет одного единственного правильного ответа, потому что образовательные контексты бывают очень разные.
Я напишу про два контекста хорошо мне знакомых: а) частично или полностью спонсируемые государством языковые курсы и б)частные индивидуальные ученики
Сегодня будет про А, а про Б будет следующий раз.
Итак, в первом случае речь идет о больших организациях с подотчетностью разным гос-органам, поэтому неудивительно, что причины ухода или даже исчезновения студентов с курсов организациями так или иначе выясняются. Это нужно для статистики всей организации. И это не только про форма, из этого можно извлечь некоторую пользу, выясняя распространенные причины ухода, примеры которых мы сейчас рассмотрим.
1. Вообще не начал курс. То есть человек записался на курс заранее, за несколько недель а то и месяцев, а потом что-то произошло, передумал и не пришел. А организации об этом заранее сообщить
Но заметим что в этих случаях причина почему именно человек не начал обучение как-то никому не интересна. Можно конечно было бы провести исследование, но есть приоритеты и поважнее. (я уже чувствую, что мне сейчас тут объяснят на пальцах что это потому что все бесплатно! Но это не объясняет почему остальные 95 процентов бесплатников явились и учатся.)
2. Студент начал курс, но наступили форс-мажорные обстоятельства: тяжелая болезнь своя или родственников, смерть близких, вынужденный переезд и так далее. В этом случае студенты как правило сами сообщают, дополнительно выяснять ничего не надо. И вообще с этим все и так понятно, хочу только добавить, что надо понимать что в определенных демографических слоях населения (как например, беженцы, или например люди за 50) эти форс-мажорные обстоятельства встречаются намного чаще чем в других, соответственно процент ушедших с курса по этим причинам будет выше.
И кстати, на государственных ESOL курсах обстоятельство "нашел новую работу, перешел на другую работу" вообще считается положительной причиной и не отражается негативно на статистике.
3. Студент начал курс, но понял что не справится (как вариант - понял что это не то, что ему надо) Это уже интереснее, потому что выяснив эту причину, можно подумать, зависит ли здесь что-то от организации и преподавателя. Здесь речь не о тех ситуациях когда человек попадает на неподходящий уровень, потому что такие ситуации преподаватели разрешают очень быстро переводя его на уровень подходящий. Для этого существует целая система диагностических тестов и т.п. Тут скорее речь о причинах более личных.
Один вариант этого: человек понял что допустим отрывать два вечера в неделю от семьи и трястись на автобусе на кудыкину гору - слишком муторно. Ну, тут от организации ничего не зависит. Преувеличивать свои возможности свойственно очень многим людям.
Другой вариант: человек думал что курс будет легкий, чисто поболтать за жизнь, а тут ему бац - домашние задания, тесты, критерии экзаменов, собственно сами экзамены...ну ужас же! Тут уже от организации и даже от учителя зависит намного больше, например предоставление подробной информации о том, что собственно включает в себя курс и что потребуется от студента чтобы потом не было мучительно обидно за бессмысленно потраченные
Помогает ли выяснение этих причин (то есть что курс слишком трудный или что курс не совсем то/ совсем не то, что человеку надо) образовательным организациям в планировании дальнейших курсов? В идеальном сценарии - да, в реальности - почти что нет, потому что образовательные организации планируют курсы исходя из имеющихся экзаменов, а экзамены составляются совершенно другими организациями. Если экзамен сложный, то и курс будет не прогулка по саду. Продолжительность курса - вопрос экономии ресурсов, которые довольно ограничены. А разработка курсов которые не ведут к экзаменам, но при этом больше соответствуют потребностям студентов сразу утыкается в вопрос финансирования. Хотите учиться бесплатно ( или по-крайней мере недорого) - выбирайте из того, что есть. Хотите что-то свое индивидуальное - ищите платные варианты.
4. Начал курс и не нравится преподаватель/группа/и то и другое. Вот эту причину действительно очень важно выяснить, чтобы понять суть претензий: конфликт с преподавателем? некомпетентность преподавателя? буллинг? какие-то личные проблемы восприятия? Этим занимается обычно менеджмент. Тут может быть очень много чего намешано и исходя из своего немаленького опыта как преподавательского так и мелко-руководительского, могу сказать, что вполне бывают случаи когда проблема действительно в преподавателе (Мне знаком дикий совершенно случай когда преподавательница запустила в студента маркером, слава богу не попала, и знакомы случаи когда на некомпетентность пожаловался не конкретный привередливый студент а чуть ли не вся группа). Но бывают и случаи когда студенты/студентки сами себя накручивают (Я как-то писала о случае, когда студентка смертельно обиделась, когда одногруппники сказали что в ее южноамериканской стране наркомафия и небезопасно, и обвинила весь класс и заодно и преподавательницу в расизме) А еще бывают варианты когда студент обвинениями преподавателя в некомпетенции маскирует собственную неспособность и отсутствие усилий. А какой вариант из этого имеет место в конкретном случае иногда с порога не выяснишь. Все очень индивидуально и многопланово.
Тут еще надо добавить, что оптимальный вариант - это когда студенты сообщают о таких проблемах до того, как решились уйти, пока еще есть варианты продуктивного решения вопроса, например, перевод в другую группу или какой-нибудь процесс медиации. Для этого надо, чтобы студенты знали менеджеров в лицо и знали как найти их. А это не так распространено как кажется. (В некоторых организациях самим менеджерам не очень выгодно чтобы к ним шел поток недовольных студентов, но в этом они конечно вам не признаются )
Подводя итоги, можно заметить, что в большинстве этих случаев выяснение причин ухода студентов с курсов приносит пользу организации, от небольшой до значительной.
Приносит ли он пользу самому преподавателю в профессиональном плане, то есть в плане повышения компетенции и так далее? Я этого как-то не вижу, потому что даже в последнем случае, если преподаватель действительно некомпетентный или сумасшедший метатель маркеров, то что ему поможет, кроме как покинуть это место работы.
Но сегодня я написала именно про организации. Следующий раз я напишу про уходы индивидуальный учеников от частных преподавателей. Посмотрим, будет ли там больше пользы от выяснения причин.
|
</> |