Дар «Великого кормчего», или Как Китай поразило манговое безумие
nathoncharova — 17.02.2024В древности люди поклонялись самым разным животным, растениям и природным явлениям. Кажется, в современном мире нет места таким пережиткам, но не спешите делать выводы. В 1968 году, когда человек уже побывал в космосе и вовсю использовал ядерные реакторы, в Китае на ровном месте возник культ… фрукта. Обычное манго, которое сегодня можно купить в любом супермаркете, стало объектом поклонения сотен миллионов жителей Поднебесной и все благодаря великому вождю Мао Цзэдуну.
Сегодня Китай — это не только один из крупнейших в мире экспортеров манго, но и крупный центр селекции этого фрукта, подаривший миру десятки новых сортов. Но 50 лет назад все было иначе и этот вкусный и полезный плод китайцы не выращивали. В 1968 году Мао Цзэдун принял правительственную делегацию из Пакистана, которая, привезла «Великому кормчему» щедрые дары. В числе прочих была корзинка с диковинными плодами, которые назывались манго.
Одного из самых могущественных правителей планеты было сложно удивить фруктами. Мао уже пробовал манго и оно ему не понравилось. Поэтому «Великий кормчий», следуя основанной Лениным коммунистической традиции «лучшее — детям», отправил корзину с гостинцами группе хунвейбинов, наводивших «новый порядок» в Университете Цинхуа. А вот выходцы из рабоче-крестьянской среды, вершившие «Культурную революцию», манго никогда не видели. Но даже если бы вождь прислал им кочан капусты, это бы ничего не изменило. Корзину с фруктами восприняли как величайший по щедрости дар товарища Мао, заряженный его мудростью и насквозь пропитанный любовью к простому народу и революции.
Поэтому фрукты с благоговением извлекли из корзины и разослали в разные уголки Китая, как реликвии. Дальнейшая история импортного пакистанского манго похожа на сюжет примитивной комедии. На одном из ткацких предприятий манго покрыли воском и поместили под стеклянный колпак в отдельном помещении, чтобы сохранить для потомков. На других заводах и фабриках, которым посчастливилось получить великий дар, манго помещали на своеобразный алтарь рядом с портретом Мао Цзэдуна и поклонялись фрукту как святыне. В одном пекинском печатном агентстве манго законсервировали в емкости с формальдегидом, рассчитывая хранить плод вечно. Когда фрукт почернел и съежился под действием химии, отчаянье авторов этой идеи было сложно описать.
Работники одного из металлургических заводов поместили манго в бак с водой и каждый работник утром, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, выпивал небольшое количество этой воды, чтобы наполниться духом Мао. Примерно так же обстояли дела и в других местах, где оказались дары национального лидера. К превеликому сожалению «манговых культистов», фрукты, в том числе и специально обработанные, рано или поздно начинали портиться. Чтобы не пропал ни грамм драгоценного продукта, гниющие манго варили и полученный отвар, с кусочком драгоценной мякоти или кожуры, выдавали наиболее достойным.
Но вскоре манго закончились и пришлось наладить его производство. В Китае начали выпускать макеты фрукта из резины, пластика и даже картона, которые отправлялись на заводы, в сельские хозяйства, школы, университеты и госучреждения. Не везде можно было увидеть фрукт Мао, поэтому люди из отдаленных регионов страны приходили и приезжали за сотни километров в крупные города, чтобы увидеть через стекло пластиковый муляж. Не удивительно, что в Поднебесной появились и манго-диссиденты, относившиеся к культу фрукта скептически и даже с насмешкой. Таких мерзавцев быстро приводили в порядок, не гнушаясь рукоприкладства, а одного умника-врача даже судили показательным судом и расстреляли. Он посмел сравнить вкус плода Мао с приземленным бататом!
Тысячи лет символом долголетия и здоровья в Китае считался персик. Благодаря дару пакистанской делегации и мудрости Мао Цзэдуна его место за считанные дни заняло манго. «Вижу золотое манго, словно вижу великого вождя — председателя Мао. Снова и снова трогаю золотое манго. От него так тепло». Такие поэтические строки посвятило благословенному фрукту национальное информационное агентство «Жэньминь жибао» и стих этот разлетелся по газетам, журналам и транспарантам.
Дошло до того, что макеты манго заняли места статуэток опального Будды на домашних алтарях. Культ фрукта царил в Китае долгие годы, до самой смерти «Великого кормчего» в 1976 году, но и после к этому продукту по привычке относились с почтением.
источник
|
</> |