Дальше жить, Наринэ Абгарян

Конечно, книга прекрасна. Болью захватывает сразу, сжимает горло, по сердцу пробегает холодок, а глаза горячеют - полились бы слёзы, да плакать я разучилась. Тридцать историй про людей небольшого Берда и ещё одна история - про семью самой Наринэ.
Яблочный сборник я читала на бумаге и поняла, что несчастья преследовали бердцев многие десятилетия. Это в последние годы прогресс движется прыжками, а истории Берда, казалось, могли происходить и 100 лет назад, и 50, и совсем недавно. И мысль: хоть бы это было давно!
А потом 31-я история, главной героиней которой выведена Сона, у которой есть младший брат. И как обухом по голове: сначала была Манюня, все эти смешные истории с музыкальными концертами, поездками на сломанном уазике, лысыми девочками с подсиненными головами, со шкодной Каринэ, с Гаянэ, в носу которой горошины. И проходит лет пять, Манюне и Наринэ исполняется по 15 или около того, и начинается жуткая война Азербайджана и Армении. Армянский Берд прямо на границе.
То есть сначала хохот до слёз от выходок сестёр Абгарян и их русской подружки: все те истории, по которым сняли сериал. Продолжение не снимут, потому что продолжение - кровавая книга "Дальше жить".
Я слушала книгу в великолепнейшей озвучке Ксении Бржезовской, за несколько дней проглотила 6 часов аудиозаписи. Книга полна любовью, заботой, преданностью, добротой, теплом. Как будто солнце осветило поле битвы.
Я живу в 21 веке. Наринэ Абгарян описала то, что началось буквально перед моим рождением. И мой мозг отказывается совмещать эти два факта. Сейчас столько военных конфликтов, больше на слуху Россия и Украина, Израиль и Палестина. Ракеты сейчас даже межконтинентальные, прицелился и убил в неведомой дали неведомых людей.
В рассказах Наринэ Абгарян азербайджанцы убивают и мучают прицельно, индивидуально. Как человек может мучить ни за что другого человека? Более слабого - ребёнка, старика, беременную женщину, инвалида? Солдат скачет по спине четырёхлетнего мальчика. Молодую девушку насилуют и на голове делают татуировку "шлюха". Седую старушку тащат за косы на смерть. Старика пытают и вводят ему жуткий яд перед тем, как передать Красному Кресту за выкуп. И ещё десятки названных поимённо людей, чья жизнь закончилась более лёгкой и быстрой смертью. И тысячи тех, кто не назван, но тоже погиб.
Люди потеряли родителей, супругов, детей, часто на глазах. Многие люди искалечены так, что отказал мозг, а кто-то дышет кровью, потерял руки и ноги. Наринэ старалась говорить о смерти короче, буквально в пару предложений из хроники, а о жизни во время войны и затишья - длиннее. Осиротевшая женщина готовит сладости для мужчины с сознанием ребёнка: он выжил, когда многие погибли.
Так тяжело жить после смерти любимого человека. Ещё тяжелее, когда смерть не одна и смерть мучительная. А соседи Наринэ Абгарян живут дальше.
Это страшные истории, в которых надежда. Пример, что выжить можно, даже когда больше не для кого.
Всё было на самом деле. Всё было недавно.
|
</> |