Дали и тысячи смартфонов
uncle_pafnutiy — 22.02.2020
Позавчера сходил на выставку "Сальвадор Дали.
Магическое искусство", которая проходит в Манеже. Даже с утра было
много посетителей.
1.
На вход две очереди - с электронными билетами и т.п. и "живая".
Из
анонса выставки:
Культурно-исторический фонд «Связь времен» и санкт-петербургский
Музей Фаберже в сотрудничестве с Департаментом культуры города
Москвы продолжают серию выставок известных художников XX
века.
В новой экспозиции, которая поможет проследить творческий путь
одного из самых неординарных художников прошлого столетия, — больше
180 работ, созданных мастером в разные годы. Картины предоставили
музей «Гала — Сальвадор Дали», национальный музей «Центр искусств
королевы Софии», а также европейские коллекционеры. Два шедевра
покажут в нашей стране впервые.
«Главная сложность состояла в том, чтобы собрать все эти
работы в одно время в одном месте. Изначально речь шла о 70
экспонатах, но путем долгих переговоров с музеями удалось увеличить
это число до 180. Еще одна трудность была связана с
транспортировкой — вся коллекция не могла перемещаться одним видом
транспорта одномоментно. Мы разбивали ее на три партии. Затем, уже
в выставочном зале, картины должны были отстояться в кофрах, а мы
внимательно следили за температурой, влажностью в помещении, это
одно из главных требований музеев»
(В. Воронченко, директор Музея Фаберже)
2.
3.
В гардеробе места были только на минус втором этаже. Все сотрудники
из Средней Азии, работают медленно, цифры знают плохо. Интересно,
куда делись шустрые пенсионерки? Почему им не дать подработать,
сохранив все остальные льготы?
4.
5.
Порадовал большой выбор книг.
6.
7.
Очень много сувенирной продукции.
8.
9.
Вход на экспозицию.
10.
Слева автограф художника
11.
Справа от входа на экспозицию можно было сфотографироваться
(почувствовать себя в искусстве), как одному, так и группой.
12.
13.
Несколько женских тел образуют череп.
14.
В залах темно, но картины с подсветкой, что создает
иллюзию внутреннего свечения.
15.
16.
Подойти к картинам очень сложно. Все мы жертвы социальных сетей,
поэтому мало только посмотреть, надо еще и сфотографировать.
«Невидимый человек» — первый сюрреалистический шедевр
Дали — был создан в 1929 году.
Художник уже несколько лет жил в Париже после отчисления из
Академии изящных искусств Сан-Фернандо за недостойное поведение. К
этому времени он успел устроить собственную выставку, которую
посетил сам Пабло Пикассо. В том же году Дали участвовал в создании
фэнтезийной драмы «Андалузский пес» режиссера Луиса Бунюэля.
Эта картина экспонируется в России впервые. Второе название
картины — «Невидимка». В основе сюжета — контуры предметов,
метаморфозы, причудливые переплетения отдельных элементов,
составляющих в совокупности фигуру мужчины. В дальнейшем эти приемы
станут визитной карточной художника.
17.
«Мягкий автопортрет с жареным беконом»
Один из самых известных автопортретов Дали также показывают в
России в первый раз. Художник создал его в 1941 году, когда
переехал в Соединенные Штаты Америки. Узнать его в персонаже, лицо
которого, кажется, лишено костей, можно по знаменитым тонким усам,
закрученным вверх.
В своей автобиографической книге «Тайная жизнь Сальвадора
Дали» художник говорит о творческом перерождении — а именно так он
относился к этому автопортрету — через образ змеи, сбрасывающей
кожу.
«Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея
избавляется от своей старой кожи — моя старая кожа в таком случае
бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки —
конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние
куски прошлого, еще приставшие ко мне. Новая кожа и новая земля!
Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая
потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет
не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не
отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь», — писал он.
На постаменте рядом с фигурой лежит полоска жареного бекона. «Моя
живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь», — так пояснял Дали
значение этого элемента.
18.
«Архитектонический “Анжелюс” Милле»
С самого детства Дали восхищался картиной «Анжелюс»
французского художника-реалиста Жана Франсуа Милле. Она висела в
его комнате, и он мог часами разглядывать крестьянина и крестьянку,
застывших в молитве в закатном поле. Дали говорил, что эта картина
вдохновляет его и завораживает, как никакая другая. Он признавался,
что всегда чувствовал в ней смерть. И действительно, когда полотно
стали исследовать с помощью рентгена, оказалось, что вместо корзины
с картофелем, над которой стоят крестьяне, Милле изначально
изобразил детский гроб. Объясняется такой неожиданный сюжет просто:
младенец был некрещеным, поэтому его пришлось хоронить не на
кладбище, а в поле. А изменить идею художник мог потому, что без
похоронной темы картину было проще продать.
Мистическое совпадение: у Дали был старший брат Сальвадор,
который в младенчестве скончался от менингита. Спустя девять
месяцев родился второй Сальвадор — родители не могли смириться с
потерей и назвали второго сына именем первенца. Когда мальчику было
пять лет, мать с отцом отвели его на могилу и сказали, что он —
реинкарнация брата. Эта версия не понравилась будущему
художнику.
Еще до рентгеновских исследований Дали понимал, что в картине
Милле что-то не так. Повзрослев, он переписывал этот сюжет более 60
раз, стараясь разобраться. И «Архитектонический “Анжелюс” Милле» —
один из результатов проделанной работы. Крестьяне на его холсте
превратились в белые биоморфные формы.
19.
20.
Информационные таблички расположены низко и текст на них очень
мелкий.
21.
22.
Что-то типа стерео
23.
Зал с иллюстрациями к "Божественной комедии" Данте.
24.
25.
26.
27.
Телеканал "Москва-24" готовит репортаж.
28.
Панно на оргстекле "Женщина с бабочкой". Произведение было
создано Сальвадором Дали в качестве рекламы для фармацевтической
компании.
29.
Здесь демонстрировались ролики с картинами художника.
30.
Еще один светлый зал, здесь можно отдохнуть, полюбоваться
арт-объектами, почитать биографию художника.
31.
32.
33.
Московское время 12 часов 12 минут (13 секунд, не успел я на
секунду, но секундной стрелки на часах нет).
34.
35.
36.
Кинозал
37.
Когда уходил, обратил внимание, что людей в очередях явно
прибавилось.