Дафна дю Морье, "Рандеву и другие рассказы" (сборник)
ks_wintersports — 12.12.2023
Самый неровный сборник дю Морье, который даже был какое-то время
претендентом на включение в пост "недочитанные книжки", но в итоге
пост я еще не написала, а сборник дочитала. В том числе и благодаря
составителям: хитрые они, первый и последний рассказы прямо очень
хороши, ровно то, что я и ждала от автора, эдакие рассказы-повести
или почти повести, посередине кое-где тоже хорошие попадаются, но
остальное пространство между ними занято не то чтобы слабыми
историями, но реально зарисовками, я каждый раз разочаровывалась.
Впрочем, в жанровом плане сборник необычный, соединяет в себе и
детективы, и фантастику (внезапно, но, но), и бытовую прозу, и
аллегории, наверно, и чего еще только не соединяет. Поэтому
пройдусь по каждой из историй.
"Без видимых причин": открывающий сборник рассказ о
том, как один джентльмен, живущий в счастливом браке и готовящийся
стать отцом, в одночасье овдовел, потому что его супруга, кажется,
в течение десяти минут сошла с ума и порешила себя. Детектив, к
которому обращается джентльмен, берется за дело добросовестно и до
причин докапывается. Но, как это часто бывает у дю Морье, тут есть
одно "но"...
"Паника": скорее зарисовка о паре, которая с
предосудительными целями заселяется в захудалый
французский отельчик... и в общем у меня тут впечатление "и что
хотел сказать автор" – и тем, что он рассказал о героях, и
финалом... "Ну такое" не скажу, но больше недоумения, чем
удовольствия.
"Прирожденный артист": в этом сборнике довольно много
театральных историй, и вот эта – первая из них. Метафора о
человеческих отношениях, о роли фантазий и их соотношении с
реальностью, и если вы думаете, что это только не выходящих из роли
артистов касается, то позвольте усомниться.
"Adieu Sagesse": приятная история о мечте, об
условностях, даже о дружбе, наверное, и так далее. Приятная и
непритязательная, я бы сказала.
"Сказка": тоже зарисовка в моей классификации и тоже с
пометкой "и чё?". Ну, из серии рождественских историй немного а ля
Диккенс... но в общем-то скорее "и чё".
"Рандеву": заглавный рассказ, и он не подкачал. Темой
фантазий перекликается с "Артистом", а темой отношений по переписке
– с Тиндером, ха-ха. Тоже довольно непритязательно, но читается
хорошо. И финал открытый, можно сказать.
"Пресвятая Дева": зарисовка, да еще и стилизация под
нечто пасторально-житийное. Фокалом дю Морье тут играет хорошо, ей
вообще это удается, но из-за этой игры тут то ли есть
издевательский привкус, то ли нет... Впечатление "не знаю", короче.
Хотя с литературной точки зрения вопросов нет, вон как я
озадачилась, пиша пост.
"Прима": еще одна театральная история о том, как люди
поступают и что они при этом думают (весь мир – театр, да, да, и
Шекспир тут тоже упоминается), снова с паролем "фокал".
"Эскорт": простой рассказ о морском путешествии, прямо
в духе подростковых приключенческих книг. Понравился. Могут быть
всякие вопросы к состоянию здоровья капитана и так далее, но вот
вообще пофиг)
"Любовник": зарисовка об одном очень популярном у дам
молодом человеке.
"За закрытой дверью": рассказ-перевертыш о счастливо
влюбленном молодом человеке, который перед очередным свиданием со
своей девушкой узнает нечто, а потом и во время свидания тоже
узнает. Начало истории я поняла не сразу, аж перечитывать пришлось,
потому что была заряжена "Эскортом" на всякое, но нет, это другое
(с).
"Оплошность": развязку можно угадать примерно на
середине, но пара историй, в том числе и сердечных, из жизни
лондонцев середины двадцатого века читаются приятно.
"Ангелы и архангелы": социальная сатира о жизни одного
респектабельного прихода.
"Доля секунды": самый длинный, самый загадочный, самый
странный жанрово и самый грустный рассказ о том, как одна молодая
вдова запланировала себе дел на после обеда, отдала приказания
кухарке и вышла погулять с мыслями о дочке, которая учится в
пансионате. Опять скажу слово "фокал", а еще это из тех историй,
где читатель понимает больше героя, и от этого еще грустнее. Но,
пожалуй, ради "Доли секунды" стоило поразочаровываться в зарисовках
и позадаваться вопросом "и чё" про другие не столь
везучие рассказы.
ИМХИ по книжкам