Даешь конкуренцию
chich8 — 03.05.2011
Журнал "Коммерсантъ
Секрет Фирмы", №5 (309), 02.05.2011
Пока в России есть заблуждение, что мы должны пользоваться только
отечественными продуктами и всеми силами спасать своих
производителей, в нашей экономике ничего
не изменится.
На Оксфорд-стрит в Лондоне стоят
огромные магазины: Debenhams, H&M, Marks & Spencer и
многие другие. Вся продукция произведена за рубежом. Заградительных
пошлин нет. Средние цены в два-три раза меньше, чем в России.
Например, топик стоит 9 фунтов, платье — 14 фунтов. Жесткая
конкуренция приводит к низким ценам и лучшему сервису. Россия
защищает местных производителей одежды, которых на самом деле давно
нет. Совокупный платеж на таможне равен 42% цены товара. Кроме
высоких цен, это дает еще один результат: все предпочитают платить
не официальную пошлину, а взятки, которые составляют 10-18%
той же цены партии. Я видел как-то статистику за 2007 год.
Официально Китай направил в Россию одежды на $6 млрд.
В Россию же по документам ввезли меньше чем на
$600 млн. Потенциальные налоговые сборы в виде $2 млрд не
были получены. А тот, кто "крышует" этот бизнес и получает за ввоз
хотя бы 10%, имеет неофициальный доход $600 млн в год.
Российский потребитель и российская экономика от всей этой ситуации
только страдают. Точно так же Россия спасает автопром, банковский
сектор, производителей продуктов питания.
Недавно мы ходили на матч
"Челси"—"Арсенал" и обратили внимание, что на поле играли
всего четыре британца. Остальные игроки были со всех концов света.
В России, несмотря на засилье патриотизма, тоже играют
иностранцы, а сборную страны тренируют люди, которые по-русски
могут сказать только слово "давай". Это почему-то никого не
беспокоит. В футболе важен результат, а иностранцы играют
лучше. При этом мало кто задумывается, что в сфере потребления,
например, тоже важен результат. Это удобство, комфорт для
покупателя и низкая цена товаров. Но почему-то тренеры и футболисты
могут быть любые, а вот автомобили и одежда — только российские. На
самом деле нам нужны не местные производители, а эффективные
собственники. Нам нужны гусы хиддинки в разных областях
экономики. Пусть они делают эффективные компании, которые будут
много зарабатывать. Вот тогда Россия начнет выпускать свой
качественный продукт и гордиться им, как гордится победами
футбольных команд под иностранным руководством.
В Британии билет на матч значительно дороже, чем
в России. На стадионе продается масса сувенирки, пива, еды.
Это серьезный бизнес. Когда россияне станут готовы платить за билет
на футбол большие суммы, у нас станет выгодным воспитывать
своих игроков, развивать свои спортивные школы. Но для этого должны
существовать два фактора. Жирный средний класс, который будет
способен тратить деньги, и уверенность владельца клуба, что он ему
принадлежит навсегда. Не надо бояться иностранной продукции и
самих иностранцев. Вспомните, весь Санкт-Петербург был построен
иностранными архитекторами. Представьте, что его строили бы только
русские и только по нашим технологиям. На что он был бы похож?
В лучшем случае на Кижи или Мандроги. А скорее всего — на
деревню Гадюкино.