Да тут работы на пять минут

топ 100 блогов gleb-klinov20.11.2019

Бывает, что вы выполнили работу для клиента, а он после этого регулярно просит вас о небольших одолжениях и помощи — исправить, доделать, подсказать. Так вот, делать одолжения не обязательно. Вы не должны, даже если сделали большую работу и задорого. Как об этом сказать клиенту?

Представьте, вы написали текст, или нарисовали дизайн, или сделали сайт. Пусть будет сайт.
Сделали, сдали, получили деньги и занялись следующим проектом.

Через пару недель клиент пишет: «Андрей, вы не могли бы указать в контактах на сайте еще один номер телефона, вот этот». Или еще какую-нибудь мелочь, неважно. Вы идете в админку и в полминуты добавляете — что вам, сложно, что ли. Через месяц снова стучится — нужно дописать строчку текста. Еще через три — что-то там сломалось, блок на странице задвоился. Исправьте, будьте котиком.

Отказывать всегда неловко, тем более в такой мелочи. А ещё в голове крутится мысль: «Вдруг у него будет большой заказ, а я сейчас откажу и он мне его не даст!»

Вот только на техподдержку вы не договаривались — вы, например, фрилансер, вам невыгодно. Да и просто не нравится отвлекаться на мелкие задачи. Может быть, как добросовестный исполнитель, вы даже сразу сделали клиенту небольшой гайд по пользованию сайтом. Но клиент не смотрит в гайд, а вам пишет. Итак, как себя повести.

Для начала поймите или скорее почувствуйте: клиент скорее всего обращается к вам без всякой корысти, просто считает вас тем, кто может быстро решить проблему. Или боится самостоятельно лезть в админку. Или ленится читать гайд — мы все иногда ленимся, это нормально.

Теперь утвердитесь в мысли, что вы не обязаны делать работу, на которую не договаривались. Призрачный намёк на новый проект в будущем — не повод бесконечно выполнять поручения. Но и грубо отказывать тоже не нужно.

Если задача действительно мелкая, я рекомендую выслушать клиента и выполнить просьбу. А потом сразу поговорить. Причем по телефону или скайпу, а не письмом. Важно, чтобы он слышал вашу интонацию.

Клиенту может показаться странным ваше желание именно созвониться. Не оставляйте это непроговоренным, обратите внимание с самого начала разговора. Например, так:

«Евгений Иванович, я хотел именно поговорить, потому что в письме это может выглядеть как-то высокомерно или как отписка, а я ничего такого не имею в виду».

Ну и дальше в таком же доверительном ключе:

«Евгений Иванович, у вас периодически возникают по сайту вопросы, и это нормально. Я и не против помогать, но дело в том, что я не могу себе позволить работать в таком режиме. После сдачи проекта я не беру его на поддержку, потому что это требует много внимания и невыгодно. Именно поэтому я делал такой сайт, который вы сами могли бы поддерживать.

Считаю, что выход для вас — это найти либо студию, либо человека, который занимается как раз поддержкой. Это должно быть недорого, особенно если собирать несколько пожеланий и разом их отправлять.

Это касается только вот таких мелких неотложных задач. Я с радостью возьмусь, если потребуется проектная работа. Не срочная, но которую можно запланировать — мы ее обсудим, оценим, выделим на нее нужное время и сделаем. А с мелкими — ну, понимаете, не получается.

Что скажете?
Если подходит, я соберу в письме доступы к сайту и мою инструкцию, чтобы вы могли разом передать их тем, кто займётся поддержкой?»

Разговор не обязательно должен быть именно такой, но идею вы поняли:

  • лично, заботливо, без ультиматума, но при этом твердо объяснить, почему вы не можете так работать;
  • предложить пути решения, альтернативу;
  • по мере сил помочь и подсказать, с чего начать.

И совсем необязательно заводить такой разговор после первой просьбы — возможно, она будет единственной, а клиенту приятно, если вы быстро и охотно ему поможете.

***
Время от времени в журнале будут записи по тегу «редактура» — как эта, например. Они о работе редактора, общении с клиентами и прочих редакторских штучках.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера стало понятно, что украинская революция победила. Повстанцы полностью захватили все органы власти в Киеве, по резиденции бежавшего президента начали водить экскурсии, новый министр внутренних дел сообщил, что милиция переходит на сторону народа. Сам Янукович делает попытки ...
Вена – это попытка впихнуть невпихуемое за весьма ограниченный промежуток времени в априори не-восприимчивую блондовую головушку: история, архитектура, музыка, кулинария, балы, т. д.,т.п. Признав-таки, что мой мозгЬ, расплавленный первым жарким ...
С каждым днем, количество владельцев дронов растет. Компания DJI регулярно выпускает новые продукты и развивает несуществующий до этого рынок. Мультикоптер для многих это не игрушка, а в первую очередь новый инструмент для творчества. Для этого DJI создали сайт Skypixel.com, куда все по ...
Призыв логичный и естественный: если мир хочет уцелеть, другого выхода просто нет. Вопреки диктату чудовищной западной пропаганды многие люди думают так, а некоторые и говорят вслух. Скажем, как этот нидерландский фермер, установивший щит прямо у дороги. Участок Хюго Янсена ...
Дэни Родрик (профессор международной политической экономии в Школе управления им. Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете). ПЕревод статьи. Оригинал тут. Целый ряд стран (Ливан, Шри-Ланка, Россия, Суринам и Замбия) уже находятся в состоянии дефолта, а десятки других ...