Да, смерть!

топ 100 блогов victor_korb05.06.2011
"God Bless You, Dr. Kevorkian!"

Право на смерть – такое же важное право человека, как и право на жизнь. Может, даже более важное. Потому что право на жизнь – это естественное право, дарованное человеку самим фактом рождения. А право на смерть возникает лишь у свободного человека.

Не случайно тоталитарные общества отрицают наличие этого права. Точнее, признают его лишь за внешними по отношению к личности структурам: обществом, вождями, жрецами. В этой схеме жизнь человека ему не принадлежит, и он не может ей распоряжаться по собственному усмотрению. Соответственно резко возрастают риски разного рода социально-суицидальных проявлений. Жертвы могут объясняться интересами государства, народа, божества, но суть неизменна: ценность жизни отдельного человека, а значит, и всего человеческого сообщества уступает разного рода абстракциям.

В свободном обществе свободных людей нет страха смерти. Смерть воспринимается вполне рационально – как завершение периода материального существования носителя человеческой индивидуальности. Но если в течение этого срока человеку удалось в значительной мере реализовать свое основное предназначение – внести свой уникальный вклад в копилку общечеловеческого опыта деятельного познания мира, - то и смерть воспринимается вполне спокойно. Поскольку есть ясное представление о том, что "весь я не умру", но буду жить в человеческой памяти или даже в актуальных человеческих отношениях, как минимум, до тех пор, пока люди будут помнить обо мне, пользоваться результатами моего творчества.

Право на смерть является одной из крайних и потому весьма действенных форм гражданского протеста против произвола бесчеловечных систем. Доведенные до отчаянья заключенные объявляют голодовку, режут вены, выбрасываются из окон, используют другие формы угрозы или реального ухода из жизни. Демонстрируя тем самым свое несогласие с произволом и свою приверженность свободе. И, наоборот, вертухаи всех мастей следят за невозможностью самоубийств с той же бдительностью, как и за невозможностью побега. Потому что и то, и другое – это формы проявления человеческой свободы, избавления от рабства и унижения.

Право свободного человека на смерть не представляет угрозы человеческому сообществу. Ведь свободный человек воспользуется своим правом на смерть в исключительных случаях: когда он ясно осознает, что исчезает смысл его физического существования – в силу тяжелой неизлечимой болезни, приносящей лишь страдания ему самому и его близким, либо по другим причинам. Свободная реализация свободным человеком своего права на смерть, таким образом, лишь подчеркивает ценность жизни по формуле "Человек умер. Да здравствует человек!"

Да, смерть! Да, жизнь!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
" В России возникло массовое общество, но другого типа, чем в западных демократиях – аморфное по своей социальной структуре, потребительское, догоняющее (ориентированное на заимствование), аполитичное, без признания необходимой сложности и инициативности, но с фобией нового (не ...
Недавно писал, что у нас тут снег случился... И вот, как результат, старая любимая ива потеряла ещё один сук. ...
судьбаВаше имячто с тобой рядом?светтвоя любовь -любовь всей твоей жизнитвое отличие...полное понимание того, что происходит вокругчто у тебя в душе...Это все гадания на aeterna.ruчто получилось у ...
Сегодня мы решили изучить полезные свойства белорусского сала, горилки и соленых огурцов. Выглядит это примерно так: Еще у нас в планах провести референдум: Посмотрим, какое белорусское пиво самое лучшее! Отвечая на вопросы: эксперт по салу Антон anton_petrus оценил ...
У нас на работе есть Василич и Игорь Иванович. Они у нас живут в сельской местности. Василич живет в Комаровке, а Иваныч в пригороде ужоса - селе Раздольном.Люди простые и не прихотливые. Пьют с горла, занюхивают локтем. Ждут зимы, скучают по весне, ...