ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ

топ 100 блогов cambria_191924.10.2024 загл.jpg




В каждой ладной и счастливой семье (нет, не все они одинаковы!) с годами обязательно появляются свои особые домашние привычки.
Накапливаются свои милые мелочи.


Всё это делает семейный быт особенно уютным и притягательным.
"Потому что такого больше ни у кого нет!"

Вот что придумали супруги Бенуа - известный художник Александр Николаевич и его жена Анна Карловна.

У них в любую пору года, в любые времена в центре семейного стола стоял букет цветов.

Так было всегда.
Даже в скудные и грозные годы революции и Гражданской войны.

Часто бывавший у Бенуа именно в начале трудных 1920-х годов Владимир Милашевский записал:
"Посередине стола, покрытого скатертью, стоит небольшая вазочка с цветами: летом это живые полевые цветы, осенью астры".


Это была старая семейная традиция.
Скорее русская, хотя у Бенуа русской крови не было "даже в гомеопатической дозе".

В тогдашнем цивилизованном быту цветы и зелень чаще считались роскошным атрибутом званых обедов:


парад.jpg






Где рассаживались согласно карточкам:


карточки.jpg




Образцовая парадная сервировка:


образцвая сервировка.jpg




И карикатура на статусный флористический дизайн:


карикатура.jpg




Цветы на столе и сейчас атрибут весьма гламурный:


роскошь.jpg




И обычно фигурируют на рекламных фото отелей, потому что это эффектно:


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ f80761c5e94b68e0c3a1ca1e0851ced8.jpg




Во времена Бенуа в обыденной жизни трапезы вполне обходились без всяких цветов:


трапеза.jpg






Даже воскресные:


воскресенье.jpg




Не говоря уж о богемных импровизированных застольях:


богема.jpg




Или еде в семьях, где до лада и счастья было далеко:


Загорский,_Чаепитие.jpg





И позже вполне без цветов домашние обеды обходились:


дома.jpg




А вот стол из советской "Книги о вкусной и здоровой пище" - просто мечта тогдашнего гурмана.
Но на нём ни цветочка:



книга о.jpg




Цветы на обеденном столе были обычным делом именно в интеллигентных домах начала ХХ века:


розы.jpg




С их культом старины, Пушкина, усадебной жизни - с  тягой "к своим цветам, к своим романам":


жуковский.jpg




Этот культ усердно пестовало художественное объединение Мир Искусства, которое организовал как раз Александр Бенуа.

Входил в это объединение и Игорь Грабарь, автор замечательных натюрмортов с такими вот - как в семье Бенуа - уютными домашними столами
"Неприбранный стол" (1907):



неприбранный.jpg




Его же "Утренний чай" (1917) - и тоже цветы на столе:


утренний чай.jpg




Но это всё цветы живые, по сезону.
А как же зимой?

И зимой на семейном столе Бенуа были цветы.
Всегда. Откуда они?


Конечно, "при царе" в цветочных магазинах столиц продавали пусть дорогие, но вполне живые оранжерейные цветы и букеты "из Ниццы":


рекл цветы.jpg




Но даже в лихие времена Гражданской войны стол Бенуа не оставался без букета:
"Зимой также обязательны цветы, но бумажные, причём без какой-либо имитации "естественности", а те деревенские бумажные цветы, которые можно увидеть засунутыми за оклады икон в крестьянских избах: "розаны" самых ядовитых оттенков - голубые, свирепо-розовые, устрашающе бордовые!"

Вот такой они были нарядно-ядовитой окраски, как на картине Роберта Фалька.
Где "розаны" имеют задиристый авангардный вид:



фальк.jpg




Милашевский находил очень неожиданными такие цветы у Бенуа:
"Как умилительно было это сочетание: петербуржец Александр Бенуа с его утончённостью "всех времён и народов" - и русская православная бесхитростная деревенщина этих "пукетов"!
Без этого красочного пятна в центре семейный стол Бенуа трудно себе представить".

Но ничего удивительно в присутствии "пукетов" на столе художника нет: Бенуа ценил красоту в любых её проявлениях.

А к бумажным цветам художников "Мира искусства" приохотил рано погибший Николай Сапунов.
Блестящий сценограф, он в откровенной нарядности и ненатуральности бумажных цветов видел милую его сердцу вечную игру и яркую театральность:


сапунов.jpg




Бенуа и сам всё это знал и любил.
Бумажные цветы, ярмарочные балаганы, базарные игрушки:


игрушки.jpg




Простонародный Петербург!
Без него не было бы знаменитого балета "Петрушка", где Бенуа не только сценограф, но и один из авторов либретто.
А придуманная им для этого балета комната Арапа вполне во вкусе бумажных "пукетов":


арап.jpg




Анна Карловна Бенуа вполне разделяла вкусы своего мужа.
То была на редкость гармоничная и дружная пара.

Супруги влюбились друг в друга ещё подростками.
Причём 15-летний Бенуа был без ума от того, что Атя Кинд (петербургская немка, из семьи капельместера) – по его мнению – была копией боготворимой им тогда итальянской прима-балерины Вирджинии Цукки.

Анна Кинд:

атя.jpg




Вирджиния Цукки:

цукки.jpg



Похожи?

Влюблённые поженились - и прожили в полном согласии вместе почти 60 лет.

Семья славилась гостеприимством.
В доме Бенуа очень любили бывать художники, люди театра.


Стол с неизменным букетом цветов и самоваром ждал гостей и в Петербурге, и в Париже, куда Бенуа перебрались в 1926 году.

Правда, надменная Нина Берберова в своей книге "Курсив мой" отозвалась об Анне Карловне Бенуа как об одной из парижских недалёких клуш, вечно хлопочущих вокруг каких-то столов.

Литературным богиням нового поколения уютный быт казался тривиальным.

К тому же Берберовой все казались много глупее её:


берберова.jpg




Однако именно благодаря налаженному быту, благодаря домашнему теплу и весёлому милому нраву жены Александр Бенуа и прожил столь долгую жизнь (1870-1960 г.г.), до самых поздних лет сохраняя творческую энергию:


работа.jpg




Впрочем, оба супруга были очень доброжелательны и неконфликтны.
Именно такие люди обычно счастливы в семейной жизни.


А Анна Карловна вовсе не была никакой клушей.

В молодости её портреты наперебой писали выдающиеся художники.

Но ни один из них, по мнению её мужа, так и не смог ни в какой степени выразить её истинного характера.

Самым знаменитым изображением Анны Карловны стал, конечно, "Ужин" Леона Бакста (1902):


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ Bakst_Uhzin1902.jpg





Эта картина произвела настоящий фурор и вызвала шквал критики.
Решили даже, что это портрет кокотки.


Особенно ярился критик Владимир Стасов:
"Сидит у стола кошка в дамском платье; её мордочка в виде круглой тарелки… тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу.
Талия её, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея . Невыносимая вещь!"

Хотя Бердслеем мирискусники в самом деле увлекались, милая домашняя Анна Карловна совсем не походила на его героинь, вот таких:


саломея.jpg




Не прошёл мимо "Ужина" и Василий Розанов:
"Стильная декадентка
fin de siclе; чёрно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой a la Джиоконда кушает апельсины".

Улыбка таинственная.
Или лукавая?

Или всё-таки милая:


фрагмент.jpg




Ох, эта улыбка…
Но уж кем-кем, а декаденткой Анна Карловна не была вовсе.

Ещё портрет.
Для костюмированного вечера 1898 года Анна Карловна смастерила себе наряд в стиле Директории.

Наряд оказался таким удачным, что и её муж, Александр Бенуа, и его гимназический товарищ и соратник по "Миру искусства" Константин Сомов взялись писать её портрет в этом костюме.

Сели рядом - и начали работу.
Портрет работы Бенуа не сохранился, а сомовский очень известен:


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ A.K._Benois_by_K._Somov_(1896).jpg





На нём усталая меланхоличная особа весьма болезненного и пасмурного вида.
На пороге депрессии, как сказали бы теперь.

Тогда как Анна Карловна и болезненностью не отличалась, и была нрава весёлого и жизнерадостного.
Опять совсем не она!


Правда, Леон Бакст рисовал её не только в виде кошки и горностая, но и просто смеющейся – всё ловил характер её улыбки:


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ 640px-Anna_Benois_by_Bakst_(1900).jpg





Этот заразительный смех Анны Карловны очень хотелось передать и  великому Валентину Серову.

Получилось вот что:


Портрет А.К.Бенуа. 1908.jpg




Снова улыбка!

Мужу, Александру Бенуа, настолько не понравился этот портрет, что он даже хотел его уничтожить.

Анна Карловна запротестовала – ведь портрет мастерства  виртуозного.
Потому на его обороте появилась надпись рукой мужа:
"Увы, это только одиозная карикатура на мою прелестную Акитцу (домашнее прозвище Анны Карловны, какие тогда очень любили – С.), которую я сохраняю единственно по её просьбе".


Этого мнения он так и не изменил: "Как передача характера моей жены портрет далеко не соответствует истине. Получилась какая-то забияка, вакханка…"

Серов, сам человек очень сдержанный, именно весёлость Анны Карловны очень ценил.
Но, по мнению Бенуа, в портрете с весёлостью переборщил – "чрезмерное подчёркивание было вообще ему свойственно".


Сам Бенуа делал живые зарисовки жены в домашней уютной обстановке.
Без всяких сложных задач и театральных личин.


Анна Карловна за чисткой грибов на даче:


анна карловна чистит грибы.jpg




Её задорный профиль:


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ Anna_Karlovna_Benois_by_A.Benois_(1913).jpg







И вид сзади на берегу моря:


анна карловна в крыму 1915.jpg






Просто портретный набросок (улыбка):


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ Anna_Karlovna_Benois_by_A.Benois_(1915).jpg




Если Серов ценил в Анне Карловне весёлость, то Мстиславу Добужинскому импонировала мягкость и приветливость её нрава.
Такой он её и нарисовал:



добужинский.jpg




А этот портрет работы племянницы мужа,  Зинаиды Серебряковой (1924; улыбка!):


серебрякова.jpg




Однако приветливая и весёлая Анна Карловна не допускала в общении никакого панибратства и дурных манер.
Она держалась правил самого хорошего тона.

Лишь два очень близких друга семьи, Степан Яремич и Борис Попов, решались явиться к ужину у Бенуа, "пропустив за воротник".
Яремич тех лет:


яремич.jpg




Причём оба эти "пропустившие за воротник" за столом устраивались как можно дальше от Анны Карловны, которая терпеть не могла нетрезвых.
Даже тех, кто, как эти двое, вёл себя прилично - тише воды, ниже травы.

Потому Милашевский отмечал:
"В Анне Карловне было много доброты и ласки, но дом свой она держала "в струне", и явиться перед её очами не в порядке никто бы не посмел.
Не надо забывать, что дом Бенуа был петербургский, и очень высокого, светского, европейского тона, со всеми условностями и традициями".

Какова была Анна Карловна, хорошо видно из такой истории.


В 1902 году Александр Бенуа устроил званый обед в честь Михаила Врубеля, который пребывал тогда в зените славы:


врубель.jpg



Обед прошёл великолепно.

Однако Анна Карловна потом тихонько заметила самым близким друзьям:
- Охотно верю, что Михаил Александрович Врубель - гений... но всё-таки... как можно закурить папиросу между супом и жарким? Это неслыханно!







"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Встречался на днях с подругой, бывшей просветленной эзотеричкой. Выходит замуж потому что забеременела. Нашла себя, говорит, успокоилась. Долго искала. И на полном серьезе говорит, без улыбки. Если смысл был в этом, то найти его можно было гораздо ...
Про рыбью интуицию пост в ленте прочитала. Рыбья интуиция - это такая штука, которая уверенно ведет на сковородку или на дно. Если вы начинаете рефлексировать свою рыбью интуицию, вы эволюционируете и у вас появляется шанс стать нерыбой. Почти все успешные случаи, когда на моих ...
Ах, как хорошо. Съела целый лаваш. Съела четыре сосиски. Съела двенадцать малюсеньких маринованных луковиц. Съела столовую ложку русской горчицы. Выпила три бокала красного вина. Смотрю в ютюбе передачу про праноедов. Они такие зайчики. ...
Несколько раз замечал в холодильнике пакетики с кошачьей едой, которые кот не любит и, которые я давно не покупаю. Заподозрил, что в магазине плохо раскупаемый товар рассовывают среди хорошо раскупаемого так, что те, кто берёт несколько пакетиков сразу, не всегда замечают. Сегодня это ...
Сегодня весь день ношусь, а вечером у нас гости, так что на все комменты отвечу завтра. Кремер, конечно, совершенно уникальный исполнитель, со своим стилем, элегантный, глубокий, с потрясающе красивым звуком и интонациями. Его Сибелиус был ...