ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ

топ 100 блогов cambria_191924.10.2024 загл.jpg




В каждой ладной и счастливой семье (нет, не все они одинаковы!) с годами обязательно появляются свои особые домашние привычки.
Накапливаются свои милые мелочи.


Всё это делает семейный быт особенно уютным и притягательным.
"Потому что такого больше ни у кого нет!"

Вот что придумали супруги Бенуа - известный художник Александр Николаевич и его жена Анна Карловна.

У них в любую пору года, в любые времена в центре семейного стола стоял букет цветов.

Так было всегда.
Даже в скудные и грозные годы революции и Гражданской войны.

Часто бывавший у Бенуа именно в начале трудных 1920-х годов Владимир Милашевский записал:
"Посередине стола, покрытого скатертью, стоит небольшая вазочка с цветами: летом это живые полевые цветы, осенью астры".


Это была старая семейная традиция.
Скорее русская, хотя у Бенуа русской крови не было "даже в гомеопатической дозе".

В тогдашнем цивилизованном быту цветы и зелень чаще считались роскошным атрибутом званых обедов:


парад.jpg






Где рассаживались согласно карточкам:


карточки.jpg




Образцовая парадная сервировка:


образцвая сервировка.jpg




И карикатура на статусный флористический дизайн:


карикатура.jpg




Цветы на столе и сейчас атрибут весьма гламурный:


роскошь.jpg




И обычно фигурируют на рекламных фото отелей, потому что это эффектно:


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ f80761c5e94b68e0c3a1ca1e0851ced8.jpg




Во времена Бенуа в обыденной жизни трапезы вполне обходились без всяких цветов:


трапеза.jpg






Даже воскресные:


воскресенье.jpg




Не говоря уж о богемных импровизированных застольях:


богема.jpg




Или еде в семьях, где до лада и счастья было далеко:


Загорский,_Чаепитие.jpg





И позже вполне без цветов домашние обеды обходились:


дома.jpg




А вот стол из советской "Книги о вкусной и здоровой пище" - просто мечта тогдашнего гурмана.
Но на нём ни цветочка:



книга о.jpg




Цветы на обеденном столе были обычным делом именно в интеллигентных домах начала ХХ века:


розы.jpg




С их культом старины, Пушкина, усадебной жизни - с  тягой "к своим цветам, к своим романам":


жуковский.jpg




Этот культ усердно пестовало художественное объединение Мир Искусства, которое организовал как раз Александр Бенуа.

Входил в это объединение и Игорь Грабарь, автор замечательных натюрмортов с такими вот - как в семье Бенуа - уютными домашними столами
"Неприбранный стол" (1907):



неприбранный.jpg




Его же "Утренний чай" (1917) - и тоже цветы на столе:


утренний чай.jpg




Но это всё цветы живые, по сезону.
А как же зимой?

И зимой на семейном столе Бенуа были цветы.
Всегда. Откуда они?


Конечно, "при царе" в цветочных магазинах столиц продавали пусть дорогие, но вполне живые оранжерейные цветы и букеты "из Ниццы":


рекл цветы.jpg




Но даже в лихие времена Гражданской войны стол Бенуа не оставался без букета:
"Зимой также обязательны цветы, но бумажные, причём без какой-либо имитации "естественности", а те деревенские бумажные цветы, которые можно увидеть засунутыми за оклады икон в крестьянских избах: "розаны" самых ядовитых оттенков - голубые, свирепо-розовые, устрашающе бордовые!"

Вот такой они были нарядно-ядовитой окраски, как на картине Роберта Фалька.
Где "розаны" имеют задиристый авангардный вид:



фальк.jpg




Милашевский находил очень неожиданными такие цветы у Бенуа:
"Как умилительно было это сочетание: петербуржец Александр Бенуа с его утончённостью "всех времён и народов" - и русская православная бесхитростная деревенщина этих "пукетов"!
Без этого красочного пятна в центре семейный стол Бенуа трудно себе представить".

Но ничего удивительно в присутствии "пукетов" на столе художника нет: Бенуа ценил красоту в любых её проявлениях.

А к бумажным цветам художников "Мира искусства" приохотил рано погибший Николай Сапунов.
Блестящий сценограф, он в откровенной нарядности и ненатуральности бумажных цветов видел милую его сердцу вечную игру и яркую театральность:


сапунов.jpg




Бенуа и сам всё это знал и любил.
Бумажные цветы, ярмарочные балаганы, базарные игрушки:


игрушки.jpg




Простонародный Петербург!
Без него не было бы знаменитого балета "Петрушка", где Бенуа не только сценограф, но и один из авторов либретто.
А придуманная им для этого балета комната Арапа вполне во вкусе бумажных "пукетов":


арап.jpg




Анна Карловна Бенуа вполне разделяла вкусы своего мужа.
То была на редкость гармоничная и дружная пара.

Супруги влюбились друг в друга ещё подростками.
Причём 15-летний Бенуа был без ума от того, что Атя Кинд (петербургская немка, из семьи капельместера) – по его мнению – была копией боготворимой им тогда итальянской прима-балерины Вирджинии Цукки.

Анна Кинд:

атя.jpg




Вирджиния Цукки:

цукки.jpg



Похожи?

Влюблённые поженились - и прожили в полном согласии вместе почти 60 лет.

Семья славилась гостеприимством.
В доме Бенуа очень любили бывать художники, люди театра.


Стол с неизменным букетом цветов и самоваром ждал гостей и в Петербурге, и в Париже, куда Бенуа перебрались в 1926 году.

Правда, надменная Нина Берберова в своей книге "Курсив мой" отозвалась об Анне Карловне Бенуа как об одной из парижских недалёких клуш, вечно хлопочущих вокруг каких-то столов.

Литературным богиням нового поколения уютный быт казался тривиальным.

К тому же Берберовой все казались много глупее её:


берберова.jpg




Однако именно благодаря налаженному быту, благодаря домашнему теплу и весёлому милому нраву жены Александр Бенуа и прожил столь долгую жизнь (1870-1960 г.г.), до самых поздних лет сохраняя творческую энергию:


работа.jpg




Впрочем, оба супруга были очень доброжелательны и неконфликтны.
Именно такие люди обычно счастливы в семейной жизни.


А Анна Карловна вовсе не была никакой клушей.

В молодости её портреты наперебой писали выдающиеся художники.

Но ни один из них, по мнению её мужа, так и не смог ни в какой степени выразить её истинного характера.

Самым знаменитым изображением Анны Карловны стал, конечно, "Ужин" Леона Бакста (1902):


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ Bakst_Uhzin1902.jpg





Эта картина произвела настоящий фурор и вызвала шквал критики.
Решили даже, что это портрет кокотки.


Особенно ярился критик Владимир Стасов:
"Сидит у стола кошка в дамском платье; её мордочка в виде круглой тарелки… тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу.
Талия её, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея . Невыносимая вещь!"

Хотя Бердслеем мирискусники в самом деле увлекались, милая домашняя Анна Карловна совсем не походила на его героинь, вот таких:


саломея.jpg




Не прошёл мимо "Ужина" и Василий Розанов:
"Стильная декадентка
fin de siclе; чёрно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой a la Джиоконда кушает апельсины".

Улыбка таинственная.
Или лукавая?

Или всё-таки милая:


фрагмент.jpg




Ох, эта улыбка…
Но уж кем-кем, а декаденткой Анна Карловна не была вовсе.

Ещё портрет.
Для костюмированного вечера 1898 года Анна Карловна смастерила себе наряд в стиле Директории.

Наряд оказался таким удачным, что и её муж, Александр Бенуа, и его гимназический товарищ и соратник по "Миру искусства" Константин Сомов взялись писать её портрет в этом костюме.

Сели рядом - и начали работу.
Портрет работы Бенуа не сохранился, а сомовский очень известен:


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ A.K._Benois_by_K._Somov_(1896).jpg





На нём усталая меланхоличная особа весьма болезненного и пасмурного вида.
На пороге депрессии, как сказали бы теперь.

Тогда как Анна Карловна и болезненностью не отличалась, и была нрава весёлого и жизнерадостного.
Опять совсем не она!


Правда, Леон Бакст рисовал её не только в виде кошки и горностая, но и просто смеющейся – всё ловил характер её улыбки:


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ 640px-Anna_Benois_by_Bakst_(1900).jpg





Этот заразительный смех Анны Карловны очень хотелось передать и  великому Валентину Серову.

Получилось вот что:


Портрет А.К.Бенуа. 1908.jpg




Снова улыбка!

Мужу, Александру Бенуа, настолько не понравился этот портрет, что он даже хотел его уничтожить.

Анна Карловна запротестовала – ведь портрет мастерства  виртуозного.
Потому на его обороте появилась надпись рукой мужа:
"Увы, это только одиозная карикатура на мою прелестную Акитцу (домашнее прозвище Анны Карловны, какие тогда очень любили – С.), которую я сохраняю единственно по её просьбе".


Этого мнения он так и не изменил: "Как передача характера моей жены портрет далеко не соответствует истине. Получилась какая-то забияка, вакханка…"

Серов, сам человек очень сдержанный, именно весёлость Анны Карловны очень ценил.
Но, по мнению Бенуа, в портрете с весёлостью переборщил – "чрезмерное подчёркивание было вообще ему свойственно".


Сам Бенуа делал живые зарисовки жены в домашней уютной обстановке.
Без всяких сложных задач и театральных личин.


Анна Карловна за чисткой грибов на даче:


анна карловна чистит грибы.jpg




Её задорный профиль:


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ Anna_Karlovna_Benois_by_A.Benois_(1913).jpg







И вид сзади на берегу моря:


анна карловна в крыму 1915.jpg






Просто портретный набросок (улыбка):


ЦВЕТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ Anna_Karlovna_Benois_by_A.Benois_(1915).jpg




Если Серов ценил в Анне Карловне весёлость, то Мстиславу Добужинскому импонировала мягкость и приветливость её нрава.
Такой он её и нарисовал:



добужинский.jpg




А этот портрет работы племянницы мужа,  Зинаиды Серебряковой (1924; улыбка!):


серебрякова.jpg




Однако приветливая и весёлая Анна Карловна не допускала в общении никакого панибратства и дурных манер.
Она держалась правил самого хорошего тона.

Лишь два очень близких друга семьи, Степан Яремич и Борис Попов, решались явиться к ужину у Бенуа, "пропустив за воротник".
Яремич тех лет:


яремич.jpg




Причём оба эти "пропустившие за воротник" за столом устраивались как можно дальше от Анны Карловны, которая терпеть не могла нетрезвых.
Даже тех, кто, как эти двое, вёл себя прилично - тише воды, ниже травы.

Потому Милашевский отмечал:
"В Анне Карловне было много доброты и ласки, но дом свой она держала "в струне", и явиться перед её очами не в порядке никто бы не посмел.
Не надо забывать, что дом Бенуа был петербургский, и очень высокого, светского, европейского тона, со всеми условностями и традициями".

Какова была Анна Карловна, хорошо видно из такой истории.


В 1902 году Александр Бенуа устроил званый обед в честь Михаила Врубеля, который пребывал тогда в зените славы:


врубель.jpg



Обед прошёл великолепно.

Однако Анна Карловна потом тихонько заметила самым близким друзьям:
- Охотно верю, что Михаил Александрович Врубель - гений... но всё-таки... как можно закурить папиросу между супом и жарким? Это неслыханно!







"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
+367 сегодня. И в итоге ...
В районе Коньково группа активистов снова проводит акции против строительства гостиницы по соседству. Благодаря целой толпе недовольных, на юго-западе столицы в воскресенье образовалась пробка. Участники акции беспрерывно ходили по пешеходному переходу, таким образом они хотели ос ...
Продолжаю публикацию записей из дневника лейтенанта Колчака об обороне Порт-Артура. На очереди 18 ноября 1904 года. На позициях небольшое затишье, автор подводит промежуточные итоги 4-го японского штурма крепости (противнику пока не удалось добиться успеха).   Источник: Источник: ...
P.S.  Звезде сериала "Реальные домохозяйки Беверли Хиллз"   Тэйлор Армстронг 38 лет. Тейлор стала жертвой пластической хирургии. ...
Сброс отходов в Канаде. У нас не лучше.    Существует такое понятие в горнодобывающей промышленности, как хвосты. После того, как руду добыли, её обогащают до концентрации нужного вещества с тем, чтобы получать из обогащенной руды ...