Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2

топ 100 блогов alexww122.06.2023
Палубные истребители американского производства в боях с немецкими, итальянскими и французскими истребителями

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2


        Из-за ограничения ЖЖ на размер публикации, статью пришлось поделить на две части, первая была в предыдущем посте, а тут читайте окончание.



        «Буйволы» и «ласточки» на Африканском берегу

        Как и в метрополии, боевая служба американских палубных истребителей на Средиземноморском ТВД началась с берегового применения, но пионерами стали «Буффало», отвергнутые ВВС и признанные непригодными к действиям на Западном фронте.
        13 таких машин в 1941 году прошли через 805-ю эскадрилью. С марта по май три из них числились в ПВО Крита, но там им ни разу не довелось вступить в бой с самолётами противника, и это, возможно, было к лучшему, потому что по свидетельству того же Э.М.Брауна, «буйволы» были отличными пилотажниками, но при этом отвратительными истребителями.
        А к концу весны фронт сам пришёл к оставшимся в Египте самолётам 805-й как с моря (после падения Греции и Крита), так и с суши (с наступлением Роммеля). Лётчики части, включая пилотов «Буффало», осуществляли ПВО Александрии, а также проводили патрулирование над английскими транспортами и боевыми кораблями, действовавшими в зоне их досягаемости.
        17 июня один истребитель этого типа, летавший на прикрытие кораблей, проводивших операцию в районе Сиди-Баррани, был перехвачен и сбит Bf 109E из 2./JG 27. Тяжело раненый пилот лейтенант Ллойд Кит [Lloyd K. Keith] «плюхнулся на брюхо» на занятом противником берегу и скончался в госпитале девять дней спустя.
        Его самолёт немцы корректно идентифицировали как «Брюстер», зато три сбитых на следующий день «Буффало» на поверку оказались впервые встреченными лётчиками 1./JG 27 «Томахоками».

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        «Буффало» Mk.I AX813, на котором 17 июня 1941 не вернулся с боевого задания лейтенант Ллойд Кит, но показан он по состоянию на весну 1941, до того, как 805-я эскадрилья начала наносить на «брюстеры» индивидуальные кодовые буквы. Самолёты этого типа первоначально предназначались для RAF и несли сухопутный камуфляж для средних широт из зелёного Dark Blue и коричневого Dark Earth на верхних и боковых поверхностях при выкрашенных в Sky нижних.


        В том же месяце 805-я начала получать «Мартлеты» Mk.III и с августа полностью перешла на этот тип. На новой технике она продолжала выполнять те же боевые задачи, дополнив их вылетами на сопровождение собственных бомбардировщиков, однако подобные миссии были редким явлением. Соответственно, и встречи с истребителями противника у них были единичными.
        28 сентября шесть «ласточек» совместно с истребителями других типов сопровождали группу бомбардировщиков «Мериленд». Уже над неприятельской территорией тройка итальянских «Фиатов» G.50 прошла прямо перед носом пары «Мартлетов». Те немедленно устремились в атаку, и суб-лейтенант Роберт Уолш [Robert W.M. Walsh] открыл счёт побед F4F на Средиземноморье. Впрочем, игрой в одни ворота этот бой всё же не стал, и один из «грумманов» тоже получил повреждения, но суб-лейтенант Дезмонд Лоу [Desmond B. Law] сумел благополучно дотянуть до базы.
        По итальянским данным при отражении этого налёта тройка G.50bis из состава 2-й истребительной группы без потерь со своей стороны сбила два самолёта противника и успешно расстроила формацию бомбардировщиков, заставив экипажи побросать бомбы в море.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        «Мартлеты» Mk.III из состава 805-й эскадрильи, осень 1941.


        Следующий соответствующий теме данной статьи эпизод произошёл утром 10 декабря 1941 над ливийским побережьем недалеко от границы с Египтом. Лейтенант Герберт Бромвич [Herbert F. Bromwich] тогда в течении 15 минут сражался с Bf 110 (возможно, из III./ZG 26).
        По Брауну, «Уайлдкэт» настолько превосходил Bf 110C, что только везение могло помочь тому пережить бой с американским истребителем. Но боевая удача – дело тонкое, и на практике пилот «Мартлета» сумел вернуться на аэродром лишь благодаря высокой надёжности двигателя, продолжавшего работать после того как немецкая пуля разнесла один цилиндр. «Мессершмитт» тоже был повреждён и вышел из боя со снижением, оставляя за собой шлейф дыма. Но для подтверждения победы этого было недостаточно и на личный счёт пилота её записали как предположительную.
        Других воздушных боёв с истребителями противника документы 805-й эскадрильи не зафиксировали, но есть немецкое свидетельство о том, что 28 июня 1942 года прямо над аэродромом Бир-эль-Астас итальянцы сбили «Мартлет», пилот которого был взят в плен, но от полученной в момент приземления черепно-мозговой травмы скончался через несколько часов.
        Поэтому вполне возможно, что четвёрка «Макки» C.202 из 88-й эскадрильи 6-й истребительной группы в тот день сбила не P-40, как указано в отчёте, а «Мартлет» Mk.III суб-лейтенанта Джона Уиллмора [John L. Willmore], пропавшего без вести при облёте самолёта после ремонта двигателя.

        «Кошки» и «ласточки» мальтийских походов

        Изложенное выше относится к морским истребителям, действовавшим с береговых баз, а палубные «американцы» впервые появились на Средиземном море специально для участия в мальтийских конвоях. В апреле-мае 1942 «Уосп» совершил два «рейса» по доставке «Спитфайров» на остров – операции «Календарь» [Calendar] и «Бауэри» [Bowery] – и оба раза в состав его авиагруппы входили F4F-3 эскадрильи VF-71, но за отсутствием воздушных боёв, рассказать тут нечего.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        Апрель 1942, «Спитфайры» Mk.V грузят на авианосец «Уосп» для доставки к берегам Мальты. В кадр также попали F4F-3 эскадрильи VF-71.


        Другое дело настоящее воздушное сражение, разгоревшееся во время проводки крупного конвоя в августе 1942. В операции, получившей название «Пьедестал» [Pedestal], англичане задействовали три авианосца и 8 истребительных эскадрилий, лишь одна из которых, № 806A (выделенный в отдельную часть флайт “A” 806-й эскадрильи) c «Индомитебла» [HMS Indomitable], была вооружена «Мартлетами» Mk.II.
        На счету её лётчиков было несколько успешных перехватов двухмоторных машин и один результативный воздушный бой с итальянскими истребителями. Последний прошёл вечером 12-го, когда «контроль» навёл патрульную четвёрку «ласточек» на подходящую к конвою группу из 8 истребителей-бомбардировщиков «Фиат» CR.42 из 24-й группы в сопровождении 9 Re.2001 из 362-й эскадрильи 22-й группы.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        Посадка «Мартлета» Mk.II из состава эскадрильи 806А на палубу «Индомитебла» в августе 1942.


        По свидетельству Брауна, итальянский моноплан, не уступая американскому в маневренности, немного превосходил его в скорости, а следовательно имел больше шансов в бою. На стороне «Уайлдкэта» были, разве что, более мощное вооружение и прочная конструкция, способная лучше держать боевые повреждения.
        Однако тактическое преимущество (высота) и выучка лётчиков помогли компенсировать и недостатки техники, и меньшую численность. В завязавшемся воздушном бою англичане без потерь сбили один «Реджане» (пилот погиб) и повредили ещё несколько. Подтверждённую воздушную победу засчитали суб-лейтенанту Джону Котчингу [John A. Cotching], а суб-лейтенанту Джозефу Мэддену [Joseph B. Madden] – одну предположительную.
        Тем не менее итальянские истребители тоже успешно выполнили свою задачу, не подпустив противника к пикировщикам, и не их вина, что те не сумели добиться ни одного прямого попадания, лишь поцарапав борта атакованного эсминца осколками бомб.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        «Мартлет» Mk.II AM968 ‘8-M’ из состава эскадрильи 806A с авианосца «Индомитебл», на котором 12 августа 1942 суб-лейтенант Джон Котчинг сбил итальянский истребитель. Камуфляж и обозначения, за исключением тактических, нанесли на этот самолёт ещё в США и точки в серийном номере появились из-за того, что его буквенный префикс спутали с сокращением от “Air Ministry”.


        «Кто не с нами, тот против нас»

        Параллельно с боевыми действиями против главных противников – Германии, Италии и позже Японии Союзники несколько раз выступали против вышедшей из войны Франции, точнее её флота и колоний. Захват Французского Леванта обошёлся без участия «мартлетов», зато они активно применялись в операции «Броненосец» [Ironclad] – высадке десанта у Диего-Суареса как первого шага к оккупации Мадагаскара.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        «Мартлет» Mk.II AJ128 ‘D’ из состава 881-й эскадрильи, ходивший на «Илластриесе» во время операции «Броненосец».


        Среди прочих сил, в ней задействовали три авианосца, на двух из которых имелись эскадрильи «Мартлетов» Mk.II, но «Формидебл» [HMS Formidable], на котором ходила 888-я отвечал за внешнее прикрытие операции от возможной реакции японского флота, зато 881-я и 882-я с «Илластриеса» участвовали в непосредственной поддержке десанта. Активные боевые действия заняли всего три дня (5-7 мая 1942) и за это время французские и английские истребители лишь однажды встретились друг с другом.
        Утром 7-го тройка MS.406 из эскадрильи EC 1/565 вылетела на разведку ситуации в районе Диего-Суареса, когда там держали патрульный «зонтик» четыре истребителя 881-го сквадрона. Одна пара, лейтенант Кристофер Томкинсон и суб-лейтенант Джон Уоллер [Christopher C. Tomkinson & John Waller], баражировала на большей высоте, а вторая, лейтенант Леббенс Хордерн и суб-лейтенант Джон Лайон [Lebbens A. Hordern & John A. Lyon], на меньшей.
        Заметив приближение противника, Хордерн устремился навстречу ему, нацелившись на французского лидера, но был им сразу же сбит в лобовой атаке и приводнился в непосредственной близости от берега, вернувшись на корабль через двое суток.
        Лайон следовал за своим командиром, но в лобовую не пошёл, а вступил в маневренный бой сначала с парой ведомых «Моранов», а потом и со всей троицей вместе, пока на помощь ему не пришли Томкинсон с Уоллером. Сравняв численность, англичане смогли в полной мере воспользоваться техническим превосходством своих истребителей и прежде, чем подоспела ещё одна четвёрка «мартлетов», поднятая сразу после начала боя, все три француза были сбиты: один пилот спасся на парашюте, второй погиб, а третий раненым сел «на брюхо» на пляже.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        MS.406 № 842 лейтенанта Мишеля Лорана [Michel Laurant] после вынужденной посадки на пляже.


        В горячке боя британцы неправильно сосчитали противника, уверившись, что сражались с двумя парами, а не одной тройкой, поэтому они разделили между собой четыре подтверждённые победы: по одной засчитали Томкинсону и Уоллеру лично, ещё одну им же в паре и последнюю Лайону совместно Уоллером.
        В сентябре 1942 началась вторая фаза Мадагаскарской операции, и «Илластриес», на котором 881-я эскадрилья поглотила остатки расформированной 882-й, снова участвовал в обеспечении десанта, но на этот раз его лётчикам воздушного противника встретить не довелось.

        Марокканская часть операции «Факел»

        8 ноября, через двое суток после капитуляции французских войск на Мадагаскаре, Союзники начали вторжение во Французскую Северную Африку. Оно стало совместным предприятием Содружества и Соединённых штатов и, дабы снизить накал сопротивления, проводилось под американским флагом. Даже кокарды на британских самолётах заменили американскими звёздами, однако уловка сработала странным образом: в Марокко, где действовали только американцы, десанту оказали ожесточённое сопротивление, тогда как в Алжире французы сдались фактически без боя, ну а Оран оказался где-то между этими полюсами.
        Собранное из кораблей USN Западное оперативное соединение обеспечивало высадку в трёх точках атлантического побережья Марокко: в Медии (для захвата близлежащей авиабазы Порт-Лиоте), Федале и Сафи (для охвата Касабланки с юга) и включало пять авианосцев, один из которых, «Шенанго» [ACV-28 Chenango] использовался в качестве авиатранспорта для доставки P-40F 33-й истребительной группы и собственные самолёты на нём отсутствовали. Остальные же несли по одной бомбардировочной эскадрилье и от одной до трёх истребительных с F4F-4 на вооружении.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        «Донтлесы» и «уайлдкэты» на палубе «Суони» непосредственно перед началом операции «Факел».


        «Суони» [ACV-27 Suwanee] с VGF-27, VGF-28 и VGS-30 отвечал за ПВО и ПЛО кораблей, «по берегу» работали авиагруппы «Сэнгамона» [ACV-26 Sangamon] с VGF-26 и «Сэнти» [ACV-29 Santee] с VGF-29, а группа «Рейнджера» с VF-9 и VF-41 (бывшая VF-4), как более опытная и многочисленная, стала чем-то вроде универсальной пожарной команды.
        Французы в Северной Африке на тот момент располагали двумя типами истребителей: D.520 и H.75A. Согласно Брауну, «Девуатин» превосходил F4F в скороподъёмности и быстрее разгонялся на пикировании, но уступал в маневренности и вооружении. Соответственно, в единоборстве инициатива принадлежала французскому истребителю, но в случае начала маневренного боя у американца шансов на победу было больше, то есть конечный исход во многом зависел от тактики.
        Сценарий боя с «Хоком» кэптен не рассматривал, но при сравнимой маневренности тот однозначно уступал «Уайлдкэту» в скорости и вооружении. Ещё можно вспомнить про «человеческий фактор»: французские лётчики в массе своей были ветеранами кампании 1940 года, пусть и мало летавшими с тех пор, тогда как американцы не имели практического боевого опыта, а часть пилотов, особенно на «эскортниках», являлись просто новичками палубных операций.
        Высадка десантов началась 8-го ещё затемно, а с рассветом включилась в работу авиация. Истребители с обеих сторон действовали весьма активно, но воздушных боёв между ними оказалось немного, а уж результативных – и того меньше, буквально три эпизода (если рассматривать только достоверные случаи).
        Первые два из них оказались синхронными по времени, но разнесёнными на 130 км по побережью: утром первого дня вылетевшие на поддержку северного десанта лётчики VGF-26 недалеко от аэродрома Порт-Лиоте вступили в бой с «Девуатинами» 1-й флотилии морской авиации и одновременно VF-41 схлестнулась с «Хоками» GC II/5 над авиабазой Камп-Каз.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        Проверка оружия на истребителях «Рейнджера» непосредственно перед началом операции «Факел». Самолёты VF-41 можно легко отличить от всех прочих участников операции по «новомодным» тактическим обозначениям в виде простых бортовых номеров.


        По первому эпизоду информации не слишком много: энсин Уильям Тейер [William P. Thayer] тогда одержал победу над D.520, а его товарищи по итогам боя претендовали на три сбитых двухмоторника; в тот день в полётах в тот же район авиагруппа «Сэнгамона» потеряла по одному F4F и SBD, но за отсутствием информации по времени и обстоятельствам привязать их к какому-то определённому вылету невозможно.
        Судя по совпадению места и времени, именно в этом бою был сбит и погиб командир 1-й флотилии, а его подчинённые одержали две подтверждённые и одну предположительную победы над «мартлетами». Три сбитых бомбардировщика («Мартин»-167 из 3-й флотилии) также есть в документах, но в их случае время не соответствует данному бою, зато совпадает с более ранним рейдом VF-9 (однако, её лётчики воздушных побед тогда не заявляли).
        Одновременно с этими событиями две девятки истребителей VF-41 начали штурмовку аэродрома Камп-Каз, перемежая бомбардировку и обстрел стоявших на лётном поле самолётов с «догфайтом» с прикрывающими базу истребителями, каковых в сумме американцы насчитали не менее десятка «Девуатинов» и шести «Хоков».
        По рапортам американских лётчиков получается, что едва перейдя в пикирование для начала штурмовки, они сразу же потеряли строй и в дальнейшем действовали как придётся, тогда как французы проявили больше слаженности в действиях и оказались способны обеспечивать локальное превосходство в силах. Впрочем, им это мало помогло: по итогам боя палубным истребителям засчитали 14 подтверждённых и одну предположительную победы (9 подтверждённых над H.75, остальные над D.520).

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2


        Собственные потери составили шесть самолётов. Четверых сбили непосредственно в бою, и лейтенант Картер, лейтенанты-джуниор-грейд Огаст и Шилдс и энсин Кристос Микронис [Christos E. Mikronis] попали в плен. Пятый был подбит зенитным огнём и приводнился после отказа двигателя, а шестой, тоже повреждённый, не успел вернуться на авианосец до полной выработки топлива и также сел на воду. Обоих пилотов, лейтенанта Грелла и энсина Коннера, спасли.
        По французским данным 18 самолётов GC II/5 либо уже находились в воздухе на момент начала атаки и были отозваны сразу после её начала, либо взлетели под огнём противника (последних было не менее 10). Общим итогом боя для них стали восемь подтверждённых и две предположительных победы при потере шести самолётов сбитыми (пять лётчиков погибли, шестой ранен и спасся на парашюте) и четырёх, «плюхнувшимися» на вынужденную (два лётчика ранены, три машины списали), а ещё один раненый пилот сумел приземлиться нормально.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        Обломки H.75A-3 №298, на котором был сбит и погиб командир GC II/5 командан Жорж Трико [Georges Tricaud], одержавший три победы весной 1940 года и ещё две в своём последнем бою.


        Американские рапорты чётко указывают на участие в бою двух типов французских истребителей. GC II/5 действительно получила «девуатины» для перевооружения одной из эскадрилий, но лётчики ещё не успели толком освоить новые самолёты и предпочли идти в бой на старых-добрых «кёртиссах». По серийным номерам известно не менее 14 H.75, участвовавших в бою, а единственное достоверное упоминание D.520 относится к так и не сумевшему взлететь истребителю (пилот погиб в авиакатастрофе).
        Таким образом, по самым оптимистическим подсчётам американцы могли встретить в районе Касабланки не более одного-двух «девуатинов» GC II/5 и, возможно, нескольких «приблудных» истребителей 1-й флотилии, случайно оказавшихся поблизости. Однако, достоверных данных на этот счёт нет.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        F4F-4 с серийным номером 4087 и бортовым ‘22’ из состава эскадрильи VF-41 с авианосца «Рейнджер», на котором лейтенант-джуниор-грейд Чарлз Шилдс 8 ноября 1942 участвовал в воздушном бою над авиабазой Камп-Каз. Самолёт несёт стандартный американский камуфляж из серо-синего Blue Gray на верхних и боковых поверхностях и светло-серого Light Gray на нижних. Опознавательные знаки на борту фюзеляжа и нижних поверхностях дополнены жёлтым кольцом (элемент быстрого опознавания для операции «Факел»), накрашенным в последний момент, а потому не слишком аккуратным.


        Следующим утром во время патрулирования восьмёрки F4F из VF-9 над Федалой лётчики заметили подходящие со стороны моря самолёты противника – это возвращались обратно «отработавшие» по десантным судам 15 бомбардировщиков разных типов под прикрытием такого же числа «Хоков» из GC I/5. Но американцы двухмоторников то ли не заметили, то ли просто проигнорировали и спикировали на истребители. Несмотря на вдвое меньшую численность, «Уайлдкеты» господствовали на «поле боя», сбивая «ястребов» одного за другим.
        Лейтент-джуниор-грейд Гарольд Вита [Harold E. Vita] тогда одержал одну подтверждённую победу, а лейтенант-коммандер Джон Рэби, лейтенант Кенан Чилдерз и энсины Марвин Френджер и Луис Менард [John Raby, Kenan C. Childers, Marvin J. Franger & Louis A. Menard] по одной подтверждённой и одной предположительной.
        Противник «огрызался» как мог, и энсин Чарлз Герхарт [Charles W. Gerhardt], отлетев подальше в море, приводнился на своём подбитом и быстро теряющем масло истребителе и был потом подобран эсминцем, а энсин Менард добил свой повреждённый в бою аппарат, не сумев зацепиться за аэрофинишёры и влетев в аварийный барьер, сам он при этом отделался лёгким испугом.
        Французы в свою очередь одержали в том бою одну подтверждённую победу при потере трёх самолётов сбитыми, два пилота погибли, третий получил серьёзные ожоги. Ещё несколько «Хоков» были повреждены и два из них сели потом на вынужденную, пилоты не пострадали.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        Пилот GC I/5 лейтенант Камиль Плюбо [Camille Plubeau] – герой Битвы за Францию с 14 победами на счету осматривает повреждения своего H.75A-1 №88 после воздушного боя 9 ноября 1942. Большая пробоина в борту вызвана взрывом кислородного баллона.


        Полтора часа спустя выполнявшая такое же патрулирование группа лётчиков VF-41 получила сообщение об одиночном французском истребителе, обстрелявшем войска на плацдарме, а потом ушедшем в сторону моря. Звено упоминавшегося выше лейтенанта Вуда устремилось в погоню. «Бандита» обнаружили над морем на высоте 4000 футов, и им, согласно рапорту, оказался то ли D.520, то ли Bf 109 тускло-чёрного цвета. На пикировании лейтенант быстро догнал его и расстрелял одной длинной очередью, получив на свой счёт подтверждённую победу.
        Разумеется, никаких «мессершмиттов» там не могло оказаться в принципе – у французов их просто не было, а немцам или итальянцам не хватило бы дальности. Подходящих потерь «девуатинов», или любых других французских одномоторников тоже не известно, зато есть пропавший без вести невооружённый «Спитфайр» PR.IV из состава 544-й эскадрильи RAF, вылетевший из Гибралтара на разведку марокканского побережья.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        F4F-4 борт 25 из состава эскадрильи VF-41 9 ноября готовится к взлёту с палубы «Рейнджера».


        Боевые вылеты истребителей с обеих сторон на этом не прекратились, но воздушных боёв между ними больше не было, а утром 11 ноября вступило в силу соглашение о перемирии.

        Средиземное море, ноябрь 1942 – ноябрь 1944 гг.

        Средиземноморская часть операции «Факел» [Torch] проводилась одновременно с атлантической, и для неё британцы собрали семь авианосцев. В их авиагруппах насчитывалось 14 истребительных эскадрилий, но лишь три из них были вооружены «мартлетами». Оба авианосца, на которых они ходили, относились к Восточному оперативному соединению, обеспечивавшему прикрытие высадки в Алжире, где французские войска сопротивления фактически не оказали, поэтому воздушных боёв с истребителями «ласточкам» вести не пришлось.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        «Мартлет» Mk.II AJ148 ‘Ø7-A’ из состава 888-й эскадрильи во время стоянки в Оране, начало 1943. После завершения операции «Факел» самолётам вернули британские кокарды и надпись “Royal Navy”.


        В более поздних боевых походах также не произошло ни одного инцидента, прямо относящегося к теме данной статьи, поэтому обойдёмся без подробного рассказа о них, ограничившись лишь краткой информацией.
        В первом полугодии 1943 года две эскадрильи ходили на единственном оставшемся на Средиземном море авианосце, который тогда занимался прикрытием конвоев, а в июле принял участие в операции «Хаски» [Husky; высадка на Сицилии].
        Затем в преддверии высадки в Южной Италии авианосную группировку усилили, и в операции «Лавина» [Avalanche] в сентябре 1943 участвовали уже четыре эскадрильи на двух авианосцах, плюс детачменты на третьем. Но уже в октябре вся авианосная эскадра покинула Средиземноморье.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2


        В мае 1944 года авианосцы вернулись – уже упоминавшиеся выше три «эскортника» с эскадрильями «Сифайеров», а перед началом августовской высадки в Южной Франции (операция «Драгун» [Dragoon]) пришли ещё шесть кораблей, пять из которых несли «хеллкэты» или «уайлдкэты»: американские «Касаан Бэй» [CVE-69 Kasaan Bay] и «Тулаги» [CVE-72 Tulagi] и британские «Персьюэр» [HMS Pursuer], «Сёрчер» и «Эмперор».

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        F6F-5 борт 23 из состава эскадрильи VF-74 готовится к старту с «Касаан Бэй».


        В сентябре «янки» вернулись домой, а «томми» отправили высвободившиеся авианосцы в Эгейское море для обеспечения десантов на острова, нанесения ударов по береговым целям и борьбы с судоходством. В октябре шесть кораблей вернулись в Англию, а в ноябре за ними последовал и «Эмперор», оказавшийся последним авианосцем принявшим участие в боевых действиях Второй мировой на Средиземноморском ТВД.

Цвета военного неба (68/2): «кошки» против «мессеров», часть 2
        «Хеллкэт» Mk.I из состава 800-й эскадрильи стоит на палубе «Эмперора», а сверху пролетает «Уайлдкэт» Mk.V из 882-й эскадрильи с «Сёрчера».




        Резюмируя всё вышеизложенное, за время Второй мировой прошло 10 или 11 результативных для любой из сторон воздушных боёв морских истребителей американского производства с немецкими, итальянскими и французскими истребителями, и их итогами для Союзников стали 33 воздушные победы категории «уничтожен», 23 из которых подтверждаются данными противника, и потеря 8-9 своих самолётов сбитыми.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Москвичи такое видят каждый день, так что я, скорее, просто для себя, в качестве московского бытописания. Ну, и тем, кто в других городах живёт, думаю, будет небезынтересна эта пара кадров ежедневного московского подземелья. К слову, на фото – ...
Вот объясните мне, как я, бородатый двухметровый тридцатилетний мужык, мог подхватить такое сука детское заболевание, как аденовирус? Наиболее восприимчивы к инфекции дети в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Инфицированию способствует тесное общение детей. Часто болеют организованные детск ...
Погиб Дмитрий Циликин. Пропал несколько дней назад, не отвечал ни на звонки, ни на почту. А человек он был пунктуальный и отвечал ВСЕГДА. Все занервничали. Ждали его сегодня на премьере "Медного всадника". А он не пришел. Друзья нашли сестру Димы и его племянницу. Открыли квартиру. Он убит ...
Семья посетила ужин в консульстве Италии. Сразу предупреждаю - выбирайте слова и выражения. И от диагнозов медицинского характера также воздержитесь. ...
Партизанское движение во время Великой отечественной войны было не очень однородно. Не хочу даже пытаться дать сейчас и малейшего обзора с анализом. Ограничусь упоминанием всего лишь нескольких основных направлений формирования отрядов. Это заранее подготовленные и оставленные на ...