Цвет негатива для цианотипии
vadimpr — 23.12.2010 ЭкспериментНа днях товарищ avilov в описании своего процесса создания цианоконтакта сказал, что перед инвертированием в негатив переводит кадр в сепию. Это необходимо для увеличения плотности, так как распечатанный на пленки негатив не одно и то же что фотопленочный негатив. О повышении плотности распечатанного негатива путем изменения его цвета, равно как и о не тождественности фотопленочного негатива и негатива распечатанного на пленке для сканера я читал и раньше на форуме пинхол.ру. Мне стало любопытно и я решил экспериментально выяснить насколько существенным получается эффект и велика ли разница.
Исходники
Вот кадр как он есть. Это скан с среднеформатного кадра пленки Fuji Acros:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Перед тем как распечатать негатив на пленку я подкручиваю кривые. Готовый вариант на печать выглядит так:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Это будет первый негатив (негатив №1) для экспериментального сравнения.
Последовав совету товарища avilov второй кадр я перевожу в сепию стандартными средствами в фотошопе и потом инвертирую. Получается негатив с синими тонами:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Визуально (когда держишь обе пленки в руках) он выглядит как более плотный в сравнении с первым. Это негатив №2 для эксперимента.
С этих двух негативов я и буду печатать цианотипии для сравнения.
Химия
Использовал свежеприготовленные растворы А и В, соответствующие классической формуле:
Раствор А:
Железо лимонноаммиачное зеленое (аммоний железо(III) цитрат) - 25гр
Вода до 100 мл
Раствор В:
Красная кровяная соль (Калий феррицианид) – 10гр
Вода до 100 мл
Использовал домашний солярий (солярий для лица), состоящий из 4 УФ ламп по 15Вт. Экспонировал 10 мин с расстояния примерно 25-30 см.
Промывал в обычной проточной воде без добавок.
Результат
Цианотипия (№1), сделанная с негатива №1
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Цианотипия (№2), сделанная с негатива №2
Посмотреть на Яндекс.Фотках
В итоге, наблюдаем более тщательную проработку деталей в тенях у цианотипии №2, больше светов. Но в уже существовавших светах видим потерю деталей, наблюдается эффект пересвета.
С точностью до наоборот в Цианотипии №1. Тени глуховаты, а света проработаны лучше.
Дальше, я тонировал оба отпечатка в настое зеленого чая.
Тонирование
Для приготовления тонера взял 50гр зеленого чая и заваривал около 20 мин в чайнике емкостью 1 литр. Процедил раствор и залил чайник второй раз. Минут через 20 слил в емкость с первой заваркой и повторил еще раз. Отдельно в кювету налил воды и добавил соду пищевую из расчета 1 чайная ложка на 1 литр воды – это раствор для отбелки контактов перед тонированием.
Тонированная цианотипия №1
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Тонированная цианотипия №2
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Выводы и впечатления
Да, эффект присутствует. Для УФ ламп имеет значение какого цвета ваш негатив, напечатанный на пленке. И цвет воспринимается УФ лампами по разному. Синий обладает определенной буферностью. Он задерживает УФ излучение тем самым повышается плотность негатива. В результате, более тщательно прорабатываются тени, но надо внимательно следить за светами – они вываливаются!
Думаю, что этот метод хорошо подойдет к негативам с большой площадью теней, и множеством деталей в тенях. Полезен будет для малоконтрастных сюжетов. Но надо очень аккуратно работать с контрастными негативами и негативами с большими перепадами яркостей – велика вероятность исчезновения деталей в светах и получение пересветов.
Думаю так :)
|
</> |