Цвет бедра испуганной нимфы: какой он?


В мире существует огромное количество вариаций названий одного и того же цвета. К числу самых необычных названий можно отнести и «цвет бедра испуганной нимфы». Этот необычный термин имеет французские корни (cuisse de nymphe effrayée).
Известно, что на протяжении долгого времени на Российскую Империю большое влияние оказывала культура Франции, а вторым языком после русского был французский, и слова, активно используемые французами, широко использовались и у нас.
Это шутливое название бледно-розового цвета тесно связано с особенностями французской эстетики рококо или «стиля помпадур», популярного в первой половине XVIII века. Цвет традиционно ассоциируется с образами античных нимф. Но что же их так напугало?


Вильям Бугро, "Нимфы и сатир", 1873.
Итак, нимфа - божество природы древнегреческой
мифологии, олицетворяющие живительные силы Земли. Смена цвета бедра
связана с тем, что она убегала от наглого лесного божества Сатира,
в результате чего часть тела краснела и приобрела характерный
оттенок. Но сама испуганная (и не очень) нимфа – популярный
персонаж произведений искусств, ее история нашла отражение и
творчестве художников различных эпох.



"Пан и Сиринга", Ноэль Никола Куапель.
Какого же цвета было бедро испуганной нимфы? Возможность увидеть этот цвет появилась в 1802 году, когда селекционеры вывели новый оттенок розы-альбы. Большинство ученых считают, что это всего лишь легенда, ведь нет достоверных данных, где именно и кем была выведена эта роза.


Розы сорта Cuisse de nymphe émue.
Предположительно автором выведения этого уникального цвета является Жан-Пьер Вибер - легендарный создатель новых сортов цветов и винограда. Считается, что именно в его цветниках впервые появилась роза-альба цвета бедра испуганной нимфы. Также существует и более светлый оттенок, который получил не менее необычное название – «цвет бедра нимфы».
Существует версия, что поэтичным названием цвет обязан Льву Николаевичу Толстому, ведь впервые термин был упомянут писателем в романе «Война и мир», после чего распространилось в обществе. Цвет упоминается в сцене в салоне Анны Павловны Шерер, когда на встречу явился князь Ипполит в панталонах необычного розового оттенка. Название цвета писатель употребил на французском языке:
«… в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayee, как он сам говорил, в чулках и башмаках»

Кадр из фильма "Война и мир".
В России же цвет стал популярен при Павле I, который велел сделать подкладку военного мундира подобного оттенка. Солдатское обмундирование уступало качеством офицерскому и быстрее теряло цвет, тогда в обиход вошла шутка, что испод солдатского мундира имеет цвет "ляжки напуганной Машки".
