Current reading: мы, сионисты, народ плечистый

топ 100 блогов o_aronius18.05.2017 Читаюи одну книжку (для удовольствия, хотя, возможно, и для одного проекта), в очередной раз изумился, какие вещи проскакивали порой на страницах легальной советской печати.

Могли ли вы представить, что в советской книжке, написанной евреем, изданной в 67 и переизданной в 1971 году, появится вполне нейтрально-благожелательный отзыв о сионистах? Вот и я не мог, пока не прочел следующее:

[К знаменитому борцу Поддубному] пришла делегация от еврейского спортивного общества «Маккаби». Маккабийцы набирались из мастерового люда: сапожники, жестянщики, пекари, слесари, столяры. С гимназистами не общались. Но сегодня они пришли в «Дюльбер» приглашать чемпиона мира посмотреть их тренировку. В этот день у дверей дежурил Канаки. Он был глубоко возмущен приходом маккабийцев к «его Максимычу».
— Иван Максимыч не сможет к вам прийти! — заявил он резким тоном.
— Почему?
— Потому что он на весь свой приезд связался с нашим кружком.
— А вы его купили, босяки? — спокойно сказал капитан маккабийцев, которого звали Майор.
— Но! Ты! Выбирай выражения, а не то, знаешь?
— Уй-уй-уй, какой ты сильно каторжный! — с комическим испугом сказал Майор. — А если одну дыню в зубы? — И он показал огромный кулак. — Будешь бедный, как муха на палочке.
— Убирайтесь вон отсюда, оборванцы! — завопил Улька, забыв, что обязан охранять сон Поддубного. — Скажите спасибо, что вас вообще впустили в «Дюльбер».
Дверь неожиданно отворилась.
— Что за шум, а драки нет?
— Господин Поддубный! Вы только с буржуями согласные иметь дело? — спросил Майор.
— Майорчик, перестань, — шепнул ему кто-то из маккабийцев.
Поддубный сухо взглянул на юношу.
— Я сын крестьянина, — сказал он. — И не так далеко ушел от народа.

Но Улька не давал им найти общий язык.
— Все эти люди собираются ехать в Палестину! — запальчиво объявил он.
— А ты обеспечил нам хорошую жизнь в России? — едко спросил Майор.
— После революции все нации равны! — еще более возбужденно кричал Улька.
— После революции? — иронически спросил Майор. — Пеламида! Спасибо твоему Деникину за его еврейские погромы.
— Бросьте, ребята. У нас не митинг, — усталым голосом сказал Поддубный. — С чем вы ко мне пришли, молодые люди?
От имени делегации выступил все тот же Майор. Поддубный выслушал его и, к полному посрамлению Ульки, дал обещание в первое же воскресенье прийти в ремесленную синагогу, во дворе которой стояли гимнастические снаряды, а в сторожке хранились гири, боксерские перчатки и ковер для классической борьбы.


Поскольку дело происходит в 1918 году, когда в Крыму стоят немцы, деникинские погромы - это, конечно, чудовищный анахронизм. Однако у автора это не баг (и не только пропагандистский реверанс), а фича. Уже на первых же страницах романа, начинающегося в сентябре 1917, мы читаем:

Его превосходительство Джефер Сейдамет занимал пост председателя Директории Крыма, объявившего в 1917 году независимость. Господина председателя поддерживала татарская партия «Милли фирка», ему подчинялся парламент — курултай, поэтому Джефер обладал неоспоримым правом замены своей персоной бывшего российского монарха на крюке гимназического зала, тем более что Крым считался уже «заграницей

Поскольку в крымской истории аз, многогрешный, не силен, я даже ничего не подумал, пока несколькими страницами не прочел про отца одной из героинь, татарского политика:

Оттуда он отвезет ее в Стамбул и выдаст замуж за турецкого принца. Папа — член партии «милли-фирки», понимаешь? Он — депутат курултая, понимаешь? Его посылают в Турцию с дипломатическими полномочиями присоединить Крым к Оттоманской империи.

Поскольку Россия и Турция, понимаешь, в тот момент находились в состоянии войны, пришлось таки проверять. И, естественно, предчувствие его не обмануло:

Курултай открылся 26 ноября 1917 года (9 декабря по новому стилю) в Бахчисарае в «Бабу-Диван» («Высочайший салон») при ханском дворце. Курултай объявил себя Национальным Парламентом 1-го созыва. Парламент выбрал из своей среды Крымскую Национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан. Директором военных и внешних дел стал Джафер Сейдамет

Или еще о событиях осени 1917: Из полицейского участка, что напротив, скакали безусые стражники, посвистывая нагайками, и бежали усатые городовые, размахивая револьверами на длинных оранжевых шнурах.

И ведь казалось бы, специально держали десятьцензур, редактур и корректур. И все равно. хотя книга (прочел около двух третей) в высшей степени достойная и читабельная.

P. S.Перечитал изаметил, что не указал ни автора, ни названия. Ну ОК, писть будет традиционный мини свояк. В качестве подсказки:автор, как уже было сказано, еврей, издавался совершенно официально.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
(Казань, 11 апреля, «Татар-информ»). Россия должна выбирать между отношениями с США и странами Запада или с Президентом Сирии Башаром Асадом и Ираном, заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон, (а теперь нагнись и наслаждайся) пишет Газета.ру со ссылкой на Associated Press. Тиллерсон ...
Сегодня, считаю, с мужчинами существуют две проблемы. Первая – это инфантилизм и безответственность. А вторая беда – мужчина в браке оказывается в неравном юридическом положении с женщиной. Все постановления правительства, к примеру, говорят о поддержке материнства и детства. «Отцовство» ...
смотрю по ТВ "Госпожа горничная" (2002) - Рэйф Файнс, Дженнифер Лопес и милый мальчик, ее экранный сын. И весь фильм я пытаюсь понять - почему мордашка этого ребенка мне так знакома?..... Не догадалась, пошла в Кинопоиск смотреть, кто его играет. И ТАДАМММ! Тайлер Пози, 9 лет, совсем ...
Практически каждый россиянин на прошедшей неделе поблевал насладился фотосессией полуобнаженных Волочковой и Баскова. По версии Николая и Анастасии, они провели незабываемую неделю на Мальдивах в полном одиночестве, а потом неизвестный ...
Или опоздал кто-то или подсядет в Рязани... ...