Communication Breakdown
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Злоупотребляют им все, от поэтов-графоманов и научных фриков до вполне солидных изданий, где людям иногда бывает лень объяснить, отчего же они упорно гнут какую-то линию, которая остальным кажется лишней и неочевидной. Даже поэт Маяковский поучаствовал в забеге со своей известной фразой «Приходите через триста лет, доспорим» (я ее столько версий встречал, что за точную дату не поручусь). Как бы там ни было.
Я в этих случаях всегда вспоминаю одну непримечательную историю, которая вышла у меня, когда я работал в газете. Я сидел там одно время на должности редактора отдела культуры, а так как никто не понимал, что это за отдел, что за должность и зачем вообще оно все, ко мне отправляли всех пришельцев, которых не знали куда еще сгрузить. Ко мне ходили решатели теоремы Ферма, изобретатели вечных двигателей, непонятые поэты, само собой, и просто профессиональные диссиденты, которых свобода слова оставила без работы. Я был, в общем, экспертом по морали и душевным болезням, если смотреть в корень.
Так вот. Однажды ко мне адресовали девочку. Это было умученное лет семнадцати существо, тощее и печальное, с феньками на руках, крашеное розовой краской и все время что-то теребящее. Я сейчас поясню, почему, только хочу сказать, что здесь нет никакой иронии: она реально вызвала жалость и мне ее реально было жалко даже до того, как она начала излагать проблему.
Проблема же была простая, как орех, и весьма избитая. Девочка училась в ПТУ (не помню, были ли они уже тогда переименованы в технические колледжи или нет, но она называла его ПТУ). Девичье какое-то ПТУ, швейное, что ли. Ну и дальше как обычно, как в плохих советских и постсоветских фильмах: там у них, значит, образовалась боевая группа телок, которая метелила всех прочих, издевалась и тырила косметику (мобильных телефонов тогда в широком распространении не было). Словом, вся ясно.
Так вот, девочка пришла спросить у меня ответа, почему так происходит.
Я, понятно, впал в ступор, потому что, во-первых, никогда не выгонял посетителей, если они не начинали сразу стучать по столу и говорить, что я потеряю читателя, если их не выслушаю. Во-вторых, я самым банальным образом не знаю, что делать с плачущими девочками, а девица, натурально, периодически принималась всхлипывать. Наконец, сама постановка вопроса поставила меня в тупик. Сказать ей, чтобы она перевелась, я не мог, потому что она именно хотела понять, как так происходит, чтобы потом с этим что-то поделать. Революция снизу, короче. Прошу прощения за длинный рассказ, я уже подошел к сути.
Собравшись с мыслями, я стал ей что-то мямлить и втирать. Понимаешь, сказал я ей, у вас там, в ПТУ, как и везде, существует своя иерархия…
Что? спросила меня девочка. Вот тут и наступил промежуточный финиш.
Я нарисовал ей какую-то лестницу. Я постарался ей объяснить, что на лестнице одни ступени выше других, и если на всех этих ступенях стоят люди, то они как бы составляют то, что я назвал вот этим идиотским словом «иерархия». Из меня хреновый педагог, я знаю.
Словом, причину, по которой ее телки-обидчицы занимают как бы высшее положение над остальными несчастными сокурсницами, я ей так втолковать и не смог. Анекдот про «потому что мы банда» я счел в данной ситуации неуместным. А потому она ушла, повесив голову и собирая слезы в руку и явно думая, что ее опять не поняли, хотя она и старалась. Я же весь день проходил с неприятным ощущением того, что из хулиганских побуждений отнял у ребенка чупа-чупс.
То есть, я ей искренне хотел помочь. Но именно тогда я впервые как-то даже не умом, а на уровне эмоциональной стенки уяснил, что есть люди, которым помочь нельзя. Потому что они не понимают того, что ты им говоришь. Они не знают, почему две параллельные прямые никогда не пересекутся, потому что они не знают, что такое аксиома. Они будут спрашивать тебя: так почему же не пересекутся? И ты можешь хоть на уши встать, но у тебя ничего не получится.
Это поразительное, ни с чем не сравнимое ощущение бессилия. Потому что все преграды кажутся вымышленными и несуществующими, как во сне. Потому что с тобой говорят на твоем языке, тебя не пытаются уличить в чем-то, а, напротив, готовы с тобой во всем согласиться, и проблема высосана из пальца, и объяснить ее не стоит ничего. Но ты не можешь. Все твои благополучные интеллигентские представления о том, что люди всегда договорятся, стоит им отложить оружие, и прочие благоглупости - они разбиваются вдребезги, от них не остается ничего. Это крах всей демократической утопии, по существу.
Причем, прошу заметить, что эта ситуация не аналогична ситуации с попыткой образумить дурака. Дурак - если он не психически больной - это просто ленивая скотина, которая пытается переложить всю ответственность за аргументирование на тебя, сама оставаясь в неуязвимой позиции комментатора и набросчика. Дурак, как правило, знает как раз значения слов, просто пользуется ими по-дурацки. Недаром на свете существует такая пугающая разновидность, как дурак образованный. Такого сорта публику можно и нужно бить или, как минимум, гнать в три шеи сразу, едва она открывает рот. Здесь же речь идет о другом. О том, что люди, даже испытывающие друг к другу самую искреннюю симпатию, никогда не смогут договориться, если один из них не учился в школе. Это, в общем, банальное соображение, но когда его понимаешь на эмоциональном уровне, то оно производит ошеломляющее впечатление.
Так вот. Этот самый аргумент про непонятых гениев. Мне он всегда не слишком нравился, но с тех пор я к нему совсем плохо стал относиться.
Потому что я все время теперь думаю: может, ты непонятый не потому даже, что у тебя велосипед с квадратными колесами? Может, дело еще хуже, и тебе даже пытались сказать причину, по которой твой велосипед говно?
Но ты просто не знаешь слова «квадратный»?
|
</> |