Cliffs of Gallipoli часть IV. Хеллес, направление главного удара. Участок V.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Основные участки высадок, названные W и V находились в двух соседних бухтах на самом кончике полуострова, по-сути это были две единственные пригодные для крупномасштабной высадки бухты, проблема однако заключалась в том, что это отлично понимали и турки и их немецкие советники, поэтому на их укрепление были брошены все возможные силы. Бухты были окружены цепью окопов, на берегу выставлены проволочные заграждения, на двух разделяющих бухтах высотах, Ай Тепе (холм 138) и Гюжи Баба (я не уверен в правильной транслитерации) были обустроены опорные пункты, так же как и на высоте 141 за деревней Седдульбахир. Британцы могли наблюдать за этими работами практически в режиме реального времени и прекрасно понимали что фактически будут штурмовать в лоб ровно в том месте где их и ждут больше всего, но других удобных участков для высадки не было.
![Cliffs of Gallipoli часть IV. Хеллес, направление главного удара. Участок V. Cliffs of Gallipoli часть IV. Хеллес, направление главного удара. Участок V.](/images/main/cliffs-of-gallipoli-chast-iv-helles-napravlenie-glavnogo-udara-uchastok-v-fdab78.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cyrill_k/59059924/68396/68396_900.jpg)
Приблизительная схема турецких укреплений на мысе Хеллес.
В условиях когда основным средством доставки десанта на берег были открытые шлюпки, а до применения адекватных средств десантирования было совсем чуть-чуть но еще не сейчас, приходилось импровизировать. Самая светлая мысль посетила капитана второго ранга Анвина, командовавшего торпедной канонеркой "Гусар", тот предложил переделать один из имеющихся угольщиков в подобие штурмового транспорта, который выбросившись на берег извергнет из своих недр 2-3 батальона, в трюмы можно будет положить сотни тонн снабжения, которые покроют нужды высадившихся в ходе короткого броска к проливам. План был принят на ура, а человеку его предложившему было поручено реализовать столь замечательное предложение. Британские офицеры, сплошь выпускники частных школ, где за незнание древнегреческого и латыни пороли, цитировали по памяти куски про события осады Трои. Анвин выбрал в качестве "коня" угольщик Ривер Клайд, которого и предстояло конвертировать, экипаж для судна набрали с его собственного "Гусара". Для начала судно предстояло разгрузить и вычистить (оно перевозило мулов французской армии), затем в бортах прорезать 8 лацпортов, по четыре с каждой стороны, затем сделать от них сходни, а так же организовать защищенную пулеметную батарею для огневого прикрытия десанта. Чтобы успеть в срок работали без перерыва почти круглые сутки, кроме того в ходе переоборудования встала еще одна проблема, осадка корабля была слишком велика чтобы выбросится прямо на берег, для преодоления этой проблемы было решено буксировать мелкосидящие лихтеры и паровую шаланду, в час X судно уткнется носом как можно ближе к берегу, шаланда подтащит лихтеры к носу так что скрепив их получится мост на берег, после чего из лацпортов хлынут солдаты. Просто и изящно да. В ночь с 24 на 25 на борт погрузили два батальона, 2-ой Хэмпширский и 1-ый Королевских Мюнстерских Фузилеров, импровизированную батарею заняли 11 пулеметов с расчетами из роты броневиков морской авиации (а вовсе не летчики как кое кто тут недавно написал), они же уложили в трюм 18 мотоциклов, для того чтобы сразу после высадки иметь возможность оказывать мобильную огневую поддержку наступающей пехоте. Кроме "троянского коня" на берег на участке V со шлюпок первыми предстояло высадиться 1-му батальону Королевских Дублинских Фузилеров.
В пять часов утра корабли начали предварительную артподготовку, которая была несомненно зрелищной, но не слишком эффективной, большая часть снарядов пролетела миом турецких окопов и укрытий. На берегу англичан ждала всего одна 10-я рота 3-го батальона 26-го полка, размазаная повзводно вокруг всей бухты, большая часть ее бойцов пережила бомбардировку, укрываясь в том числе и в казематах батареи Эртугюль (ну или Форта номер 1), орудия которого были выведены из строя британской подрывной партией в феврале.
![Cliffs of Gallipoli часть IV. Хеллес, направление главного удара. Участок V. Cliffs of Gallipoli часть IV. Хеллес, направление главного удара. Участок V.](/images/main/cliffs-of-gallipoli-chast-iv-helles-napravlenie-glavnogo-udara-uchastok-v-ee9c8e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cyrill_k/59059924/68620/68620_900.jpg)
У англичан тем временем начались проблемы, из-за ветра и высокой волны посадка дублинцев в шлюпки сильно затянулась, а затем буксиры начали их тащить со скоростью значительно меньше ожидавшейся, в результате высадка запланированная на 5-30 утра откладывалась. Чтобы не обогнать шлюпки Анвину на Ривер Клайде пришлось проявить недюжие морское мастерство чтобы описать циркуляцию со всем своим шалманом на буксире и при этом разминуться с ведущим огонь броненосцем "Агамемнон" и двумя эсминцами, кроме того его корабль попал под огонь турецких батарей с азиатского берега, однако видя, что шлюпки почти у берега Анвин приказал дать полный ход и устремился к берегу.
![Cliffs of Gallipoli часть IV. Хеллес, направление главного удара. Участок V. Cliffs of Gallipoli часть IV. Хеллес, направление главного удара. Участок V.](/images/main/cliffs-of-gallipoli-chast-iv-helles-napravlenie-glavnogo-udara-uchastok-v-2ae33e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cyrill_k/59059924/68988/68988_900.jpg)
Определить ныне где именно уткнулся носом Ривер Клайд элементарно, чуть ниже замка видны остатки двух брекватеров, который англичане потом построили вокруг корабля, создав тем самым маленькую гавань для барж, так вот в районе дальней он и сел на днище. Шлюпки и корабль пристали к берегу почти одновременно. Турки молчали и не открывали огонь до последнего момента, в бортовом журнале Ривер Клайда даже успели сделать запись о том что корабль в 6-22 без всякого противодействия со стороны противника достиг берега в намеченной точке, однако стоило шлюпкам пристать как по ним был открыт яростный огонь. По горячим следам, англичане будут рассказывать о многочисленных турецких пулеметах, утыканных по периметру бухты и о едва ли не полке турок в окопах, но у несчастной десятой турецкой роты не было ни одного пулемета (ни одного пулемета не было и во всем 26 полку в целом), правда были две скорострелки нордфельда (еще две были уничтожены в пять утра прямым попаданием тяжелого английского снаряда), которыми они воспользовались на полную катушку. Набитые людьми шлюпки были отличной большой статичной мишенью по которой было трудно промахнуться, они и не промахивались. За считанные минуты батальон Дублинцев был практически полностью уничтожен, командир и его заместитель вместе с начальником штаба убиты, а немногие выжившие общим числом между двумя и тремя сотнями укрылись под небольшим, сформированным приливами обрыве, которого его хватало чтобы лежа надеяться что турки с флангов по тебе промажут. Немногочисленные попытки добраться до проволочных заграждений, практически не пострадавших при обстреле, заканчивались удлинением списка убитых. На воде покачивались полузатопленные от обилия пробоин шлюпки доверху набитые убитыми и раненными. Несколько шлюпок (примерно половина роты) обошла мыс и высадилась по другую сторону мыса Греко у подножья деревни, им удалось высадиться почти беспрепятственно и войти в деревню, однако в лабиринте руин турки быстро прижали их огнем а потом выбили решительной контратакой батальоного резерва, немногочисленные выжившие укрылись за камнями на берегу.
Тем временем у Анвина на корабле было своих проблем по горло, пулеметчики наверху отчаянно пытались достать турок в окопах, обрушивая град пуль на холмы, однако в остальном план трещал по швам, корабль замер в примерно 80 ярдах (ярдах а не метрах да) от берега, как минимум на 20 ярдов дальше чем планировалось, теперь была очередь паровой шаланды и лихтеров выстроить мост к берегу, шаландой командовал мичман Дрюри, под командованием которого на шаланде находилось шесть греков, экипаж оставшийся с момента покупки судна у греков, а так же один британский матрос, оказавшись под огнем греки решили, что раз уж их страна все еще официально в мире с центральными державами то и им нет особого смысла рисковать, поэтому они сбежали в трюм предварительно переведя паровую машину на "полный назад" в результате шаланда развернулась и села на мель совершенно не там где надо, Дрюри и матрос по фамилии Сэмсон покинули свой "корабль" и направились к берегу, чтобы затем попытаться вернуться на лихтеры, Анвин и матрос по фамилии Вилльямс вручную героически смогли поставить лихтеры на место. Внутри Ривер Клайда с обоих бортов готовились к высадке войска, однако стоило им выбраться на свет как турки уже обрушивали огонь на них, еще одна легкая цель (парадоксальным образом это спасло жизни дублинцев на берегу так как турецкий огонь почти полностью переключился на корабль), нескольким счастливчикам из Мюнстерского батальона удалось выбраться на лихтеры а оттуда спрыгнуть в воду, но оказалось что до берега еще полтора метра глубины, немногие выбравшиеся нашли укрытие в мертвой зоне под стенами старого замка, но и они не могли двинуться ни вперед ни назад. Набитые мертвыми лихтеры несмотря на все усилия Анвина, Дрюри, Сэмсона и Вилльямса (убит) разъехались, однако моряки продолжали пытались скрепить их вместе.
![Cliffs of Gallipoli часть IV. Хеллес, направление главного удара. Участок V. Cliffs of Gallipoli часть IV. Хеллес, направление главного удара. Участок V.](/images/main/cliffs-of-gallipoli-chast-iv-helles-napravlenie-glavnogo-udara-uchastok-v-ddba73.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/cyrill_k/59059924/69318/69318_900.jpg)
Британцы попробуют выйти с корабля еще дважды силами до роты, в 9-00 и в 9-30, обе попытки кончаться так же печально, турки вновь расстреляют всех появившихся в лацпортах и даже до лихтеров удастся дойти совсем немногим. После этого двое командиров батальонов на корабле решили временно прекратить попытки высадиться, с предложением выступил командир Мюнстерцев Тизард, а второй командир Каррингтон Смит, бывший старшим офицером его поддержал.
Тем временем бойня принимала новый оборот. К 9 утра стало уже понятно что высадка на пляже V провалилась и поэтому часть войск из второй волны были переориентированны на участок W, однако обновленная информация дошла не до всех. Вторым эшелоном на берег должен был высадиться еще один батальон и командир 88-ой бригады генерал Нэпир с передовой группой его штаба. Первоначальным планом предполагалось что шлюпки, высадившие дублинцев вернуться к транспортам за второй волной, однако большинство из них так и остались у берега а немногие вернувшиеся были полны пробоин, раненных и мертвецов, Нэпиру однако удалось найти еще несколько суденышек чтобы погрузить туда свою группу а так же несколько взводов из 4-го Вустерского батальона с которыми он и пошел к берегу. Подойдя к Ривер Клайду, Нэпир и его люди услышали предупреждение (это кричал сам подполковник Каррингтон Смит) о том что все попытки здесь высадится смертельно опасны и им надо уходить хотя бы за мыс. Нэпир однако совершенно неверно оценил положение, он видимо подумал что на корабле всем просто напросто нужно решительное руководство и пример, и поэтому, крикнув в ответ на "Вам не удастся высадиться-Я черт возьми попробую!" прыгнул на один из лихтеров. Это был очень отважный и очень глупый поступок так как генерал был почти немедленно убит а его тело упало в воду и так и не было найдено. Фактически на этом попытки высадки на участке завершились. В 10-21 Гамильтон приказал кораблям возобновить бомбардировку бухты, чтобы облегчить положение прижатых и заодно постараться нанести максимальный ущерб вероятным турецким резервам, переброшенным на участок.
На самом участке ситуация была патовая, около трехсот человек как могли укрывались на берегу, еще около тысячи по-прежнему сидели в относительной безопасности на корабле, к счастью у турок не было артиллерии способной раскрошить судно. Единственной их надеждой было то, что к ним на выручку придут с других участков, однако оттуда что-то не спешили. В районе полудня в попытках рассмотреть с верхней палубы происходящее на берегу был убит метким выстрелом Каррингтон Смит и старшим остался Тизард. Он приказал всем кроме пулеметчиков и подносчиков боеприпасов спуститься вниз и не высовываться, так же он сообщил что больше не будет принимать попыток высадиться до наступления темноты. Это решение, а так же предыдущий совет стоили Тизарду должности и карьеры, его действия были сочтены трусостью и он был отстранен от командования 27-го апреля. Между 5 и 7 часами вечерам, когда начало уже смеркаться были предприняты еще несколько попыток организовать атаку силами оставшихся на берегу и попытаться просочиться мелкими группами с Ривер Клайда, все они провалились.
Нельзя сказать, что туркам приходилось легко, к вечеру силы третьего батальона 26-го полка сократились наполовину, а боеприпасы почти кончились, последняя меньше всех пострадавшая рота батальона, 11-ая заняла позиции на холме 141 за деревней, первые подкрепления в составе двух рот 25-го полка с двумя пулеметами (всего в 25 полку их было четыре) достигли позиций третьего батальона в 2-30 ночи, они имели приказ штыковой контратакой сбросить неверных в море, однако командир 3-его батальона майор Махмуд отменил этот приказ как нереалистичный и приказал вновь прибывшим занимать оборону.
Англичане начали потихоньку выбираться с Ривер Клайда и растекаться по берегу в 00-30 26-го апреля, до этого, в районе полуночи, на корабле приняли ультимативный приказ Хантера-Уэстона решительной ночной атакой взять деревню и холм за ней, однако выполнить этот приказ не было никакой возможности, обратно на корабль понесли переживших этот день раненных, пошел дождь.
С соседних участков пока так никто и не подошел.
|
</> |