Цыганская жизнь.

топ 100 блогов romashka-zel23.08.2025 Всю свою цыганскую жизнь я норовила ходить в одной юбке.
То, что я не цыганка - это очевидно, надеюсь.
Про цыганскую жизнь - не соврала ни капли, ведь почти ежегодное кочевье с края земли в самую гущу, в сутолоку, в вечно озабоченную бестолковость Московии - что это, как не цыганщина в сущностном её виде?

Дед мой по матери, вместе с сёстрами, братьями и родителями, бывшими тогда еще в зрелых, но не преклонных годах - откочевали в эти края, спасаясь от надвигающейся, ощетинившнейся штыками людской волны, которую затем прозвали Первой мировой. Ехали с нехитрым скарбом, бросив на слонимщине хутор, припрятав сбережённые к тому времени ценности в потайное место, которое, как показало время, не явилось таким уж потайным.

Ехали всё же не зря - по рассказам, немецкая оккупация унесла жизни многих горожан, а у лесника с ватагой ребятишек - какая защита в отсутствии властей? Это он в лесу - почти хозяин, ведун и наставник для своих мальчишек, только вошедших в юношескую силу. А в бесправии захватчиков - и сила, и воля, и скорый суд.

Ехали в Подмосковье - кто сейчас скажет, по чьему слову да хлопотам выбрано было место - чуть подале, в Залесье, недалеко от старинного тракта. Вернуться - не сбылось, а и укореняться на новом месте - всегда тяжко, если к родному прирос.
Затем - революция, болезнь отца семейства, мальчишки - галчатами разлетелись по ближним, недальним краям, и праведную жизнь вели не все, только сестры. Каждая в особину судьбу сложила, у кого - не долгая, у кого - не сладкая, а кочевье иным и не бывает...

Малое кочевье материнской родни - чуть поране, и без крайней нужды, очевидно, но всё же - за лучшей долей, из расшатавшегося после смерти хозяина маленького стеклянного, как тогда говорили, заводика в селе Релинское, на новое место в 30 верстах ближе к первопрестольной. Тридцать вёрст по нынешним временам - тьфу, два-три раза баранку крутанул - глядишь, и проехали, а в прежние времена - не ближний свет, полдня опорки стаптывать.

Так и вышло - от родового места возле Плещеева озера - в ту же глухомань, вдоль того же тракта, за тем же делом - трудиться на стеклянном заводе, вошедшем тогда в силу и прозывавшимся Ильинским, по названию ближайшего немаленького по здешним меркам сельца Ильинское, созывавшего по большим православным праздникам всю округу дружным звоном церковных колоколов.

Бабушка моя, сызмальства знавшая барские покои в небогатой усадьбе, где мать её была кухаркой, и чуть было не отданная на воспитание барыне - "мать не отдала" - рассказывала бабушка, впитала и московскую городскую речь без каких-либо признаков "оканья", которым была полна вся округа. Привычкой, заимствованной, очевидно, из уклада жизни хозяев, осталась и манера непременно развешивать по стенам репродукции картин.

В детстве, наглядевшись на сюжеты Брюллова, Федотова, а впоследствии и прочих, случившихся по возможности - я никак не могла понять источник этой традиции у бабушки, но ведь и бабушкина сестра, совершенно не заставшая жизни у барыни - просто хронически привязана была к этой манере созерцать живописные сюжеты.
Крамской, его "Княжна Тараканова", с детства будоражил мои страхи, смешанные с состраданием, поленовский "Заросший пруд" наводил тоску и оставлял без ответа вопрос о причине, по которой эта картина имела право мозолить мне глаза. Ещё один горский сюжет, висевший на самом почётном месте - долгие годы был вне конкуренции, пока не появилась "Мадонна с цветком", не вполне любимая мною у Леонардо, да прекрасный сельский пейзаж неизвестного мне художника. И всё же в значительной мере именно эти картины детства были моим первым опытом диалога со взрослым миром.

Итак, явление культурного импритинга - было налицо, но совершенно смешивало моё представление о классовой принадлежности семьи - не крестьяне, не пролетарии, не баре...
Впрочем, тут я, очевидно, лгу - у мужской части семьи всегда были очень рабоче-крестьянские профессии - они плотничали и были мастерами своего дела, не земледельцы - но мастеровые, что совершенно органично для мужчин, живущих в окружении русского леса, и имевших, по всей вероятности, ятвяжские корни.
(продолжение, быть может, следует, но дальше неинтересно)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
здесь ...
Помимо ранее сделанных открытий о горельефе Сталину на станции московского метро "Таганская", типа того, что он поставлен на месте и вместо общественного сортира, мы выяснили и ещё одну таинственную вещь, а именно некоторое сходство изображённого на горельефе якобы Сталина с ...
@База Следственный комитет проверяет главу Башкирского управления экономической безопасности МВД России. Полковника Геннадия Мосякина подозревают в том, что он крышевал ...
Вы видите, я стою на прекрасном песчаном пляже, единственном в Ленинграде гостиничным пляже, передо мной - залив. Видите, вон там, в самой дали виден купол Кронштадского морского собора. Вы видите, перед Прибалтийской работают фонтаны и несколько человек играют в теннис сами с собой. ...
Я вот полагаю, что тут Оганесян как режиссер очень хорошо разработал коммерческую нишу,  которая была разработана именно что слабо – а именно интерес и отношение обычного ...