Чужой среди чужих: как "Абрамс" заехал не в тот квартал

топ 100 блогов fernwright05.03.2024
Честно, я долго откладывал эту статью. Тема слишком обширная, да и написано по ней в сети уже очень и очень много.
Честно, я долго откладывал эту статью. Тема слишком обширная, да и написано по ней в сети уже очень и очень много.

Честно, я долго откладывал эту статью. Тема слишком обширная, да и написано по ней в сети уже очень и очень много. С другой стороны, продолжать рассуждать об актуалочке вредно для блога - пессимизации еще пары-тройки статей не нужно ни мне, ни вам. А рассказ про МВТ-70 и прочие "Леопарды" требует вдумчивого погружения в материал, на которое пока катастрофически мало времени. Поэтому сегодня порассуждаем, чей подход к танкостроению оказался исторически оправдан и за какими машинами будущее.

Черный пиар в танкостроении в частности и в военпроме в целом работает точно также, как в политике или шоу-бизнесе. Нанимаем профессионалов, те находят какой-нибудь негативный факт, а дальше раскручивают его, всячески игнорируя полностью противоположные факты. Преподанный под тем или иным соусом продукт попадает в прессу, как профильную, так и обычную, а оттуда - в подшивки, ложащиеся на столы лиц, принимающих решения. А те тоже люди, и часто реагируют на эмоционально наполненные и кажущиеся логичными рассуждения, не вникая в детали. И в одно прекрасное утро страна может узнать, что все ее танки устарели, и пора покупать "Леопарды". И если в крупных суверенных странах отрабатывают заложенные в систему сдержки и противовесы, и "Леопарды" все-таки не покупают, то в мелких боевую технику могут закупать просто по прихоти шейха. Или любимой жены шейха. Или любимого верблюда шейха. А на них всех уже отработала пиар-машина, вложившая в черепные коробки мысль, что вот этот образец непобедим, а тот - хлам.

Наверное, нет в мире более облитой грязью бронетехники, чем российская. Любой школьник знает, что наши танки - "башнеметы", БТРы - картон, БМП - пороховые бочки, а "тупые лампасы" учились в каких-то непонятных академиях и не в состоянии ощутить всю мощь неоконченного среднего, поэтому зачем-то хотят, чтобы бронемашины плавали, не осознают крутость быстрого заднего хода и не покупают святого "Терминатора". Мысли, кажущиеся многим умными и прогрессивными, также вложены кем-то и с определенной целью и по факту являются взятыми со стороны, глупыми и вредными. И чем проталкиваемые в них постулаты вреднее, тем активнее их пиарят, в том числе через скупку комментов в соцсетях или целых блогеров.

Если отечественная броня - жертва черного пиара, то западная - строго наоборот. Сложно представить, какие средства были вложены в раскрутку западных танков как абсолютно неуязвимых высокотехнологичных боевых машин в противовес "примитивным советским "башнеметам".

Возьмем тот же великий и ужасный М1. Abrams, просто Abrams. М1 это апофеоз западной школы танкостроения, идеальный "противотанковый танк". Его отличают внушительные габариты, боекомплект в забашенной нише, явный дисбаланс бронезащиты в пользу башни, хорошая подвижность, быстрый задний ход, отличная СУО, беспрецедентные меры по обеспечению выживаемости экипажа. Казалось бы, одни плюсы. Но мы не поведемся на рекламные проспекты и ролики игроков в War Thunder, а посмотрим, что же в этой машине не годится для современной войны.

Чужой среди чужих: как Абрамс заехал не в тот квартал

Итак, подвижность. Тут вроде бы все хорошо, если не отрывать глаза от табличных параметров. Танк прекрасно ездит вперед, автоматическая трансмиссия серьезно упрощает жизнь мехвода, а еще у "Абрамса" есть задний ход. Игроки в "тундрочку" не дадут соврать - задний ход решает, всегда можно быстренько откатиться в укрытие. Однако, в жизни все не так радужно.

Быстрый задний ход - важная часть тактики "обратного отскока", отрабатывавшейся в 1970-80-х. Благодаря высокой подвижности танки стран НАТО должны были занимать выгодные позиции на танкоопасных направлениях Западной Европы и вести огонь по наступающим советским танкам с обратных скатов холмов, высовывая только хорошо защищенную башню. Для перезарядки или в случае повреждений машины должны были откатываться назад, полностью скрываясь от огня советских танков. Это все прекрасно работает в теории, однако, такая война не наступила, а реалии "тундрочки" сугубо виртуальны.

В современной войне танки вынуждены работать в тесном взаимодействии с пехотой и ее бронетехникой. Поле боя густо засеяно минами, и бронетехника вынуждена передвигаться в узких проходах, нередко загроможденных различными препятствиями - корпусами подбитых машин, воротками от взрывов и т.д. По факту, сдавать назад просто некуда - позади либо свои, либо какие-то препятствия. Поэтому огромные КПП с быстрым задним ходом, вынуждавшие увеличивать размеры МТО до просто-таки неприличных размеров, в нынешних условиях оказались малоактуальны. Экипажи предпочитают отстрелить дымы, развернуться к противнику кормой, повернуть башню назад и, ведя огонь на ходу, на полном газу уйти по известному проходу в укрытие. Да, это рискованный маневр, но по крайней мере мехвод представляет, куда едет, а не катится задом наперед в неизвестность.

Чужой среди чужих: как Абрамс заехал не в тот квартал

"Абрамс" и типичное поле боя. И куда тут задним ходом топить? Вот и он не смог

И тут у западных танков возникает другая проблема - "горб". И "Абрамс", и "Леопард" 2 с их огромными моноблоками и сложными громоздкими системами очистки воздуха и/или охлаждения не могут вести огонь назад прямой наводкой в значительном секторе. Им мешают их "горбы" - возвышающиеся над крышей боевого отделения бронированные моторные отсеки. Для тактики "обратного отскока" такая конструкция крыши МТО - не проблема, все равно вести огонь нужно в переднем секторе, но на дворе 2024 год, а вокруг - отнюдь не Фульдский коридор. Поэтому все, что остается - пытаться откатываться назад вслепую, с известным риском застрять намертво в воронке или уехать на мины. Танк и так подслеповат, и вперед не то чтобы много видно, а назад не видно вообще, даже если есть камера заднего обзора. Кто мне не верит, может сесть в легковушку и попробовать кататься задним ходом на полном газу. За результат я не отвечаю, если что.

Чужой среди чужих: как Абрамс заехал не в тот квартал

Скриншот с видео. на котором М1А1 безуспешно штурмовал заснеженный склон

Другая проблема западных танков - И "Абрамса", и второго "Леопарда" - проходимость. Обе машины создавались в одно время для одного ТВД - Западноевропейского, известного своей дорожной сетью. Траки этих танков по умолчанию оснащены резиновыми подушками - так и ход тише, и скорость по шоссе выше, и асфальт меньше страдает. Но за все надо платить, и хорошие дорожные качества означают слабые сцепные свойства на мокром грунте, в грязи, снегу или на льду. И если "Лео-2" можно переобуть, заменив часть подушек грязеходными "шпорами", то у "Абрамса" такой опции нет. И, что характерно, воевать приходится вне дорог, в замусоренных полях и в любых погодных условиях. При массе около 70 тонн уже начинает не хватать не только сцепных свойств траков, но и удельного давления на грунт становится многовато: изначально ширина гусениц была рассчитана на машину массой около 57 тонн, но никак не 70. Поэтому раскисший чернозем искренне радуется импортной броне: на таком грунте и более легким отечественным танкам некомфортно, а перетяжеленные западные машины ползают совсем неуверенно.

Чужой среди чужих: как Абрамс заехал не в тот квартал

Тот самый "горб"

Вооружение. Безусловно, "Абрамс" даже в актуальной для ТВД вермии М1А1 обладает выдающейся СУО. Проблема только одна - как на грех, русские опять воюют не честно и выезжать во чисто поле на "Абрамса" в лоб на танке упорно не желают. Приходится воевать с пехотой, которая ныкается по всяким траншеям, окопам, блиндажам и прочим щелям, а для этих задач настолько дорогие системы управления огнем попросту избыточны. Но и с основным вооружением есть проблема. Да, 120-мм пушка обладает прекрасными противотанковыми боеприпасами с конским бронепробитием. Казалось бы, что еще нужно для счастья? См. выше, стрелять дорогущими вольфрамовыми ломами по укрытой пехоте занятие может быть интересное, но абсолютно бессмысленное. А полноценного осколочно-фугасного снаряда для 120 мм танковых пушек на всем Западе не было и нет. Да, есть эрзац - кумулятивно-осколочный снаряд, точнее, целый спектр таких боеприпасов. Однако отсутствует слово "фугасный" - способность за счет толстых чугунных стенок и особой конструкции взрывателя проникать в толщу земли и взрываться уже там, разрушая строения и фортификационные сооружения. Для сравнения, на 3-3,5 кг взрывчатки тонкостенных 120-мм кумулятивно-осколочных снарядов (23 кг весит весь патрон) в отечественных 125 мм ОФС (только снаряд весит 23 кг) порядка 5 кило тротила и около 18 кило металла, при взрыве превращающегося в тяжеленные поражающие элементы. Безусловно, даже такой убогий 120-мм снаряд может наделать бед, но в сравнении с отечественными боеприпасами он выглядит мягко говоря бледно.

Чужой среди чужих: как Абрамс заехал не в тот квартал

M830 High Explosive Anti-Tank Multi-Purpose Tracer (HEAT-MP-T, or MPAT) ) (1984 г.) (HEAT-MP-T,: многоцелевой, осколочно-фугасно-противотанковый-трассирующий). Длина: 38,6 дюйма (980 мм) Масса выстрела: 53,4 фунта (24,2 кг) Маркировка снаряда: черный с желтой маркировкой. Начальная скорость: 3740 футов в секунду (1 140 м / с)

Чужой среди чужих: как Абрамс заехал не в тот квартал

И для сравнения - святой 25 мм ОФС

Чужой среди чужих: как Абрамс заехал не в тот квартал

Справедливости ради, американцы очнулись и сделали осколочно-фугасный многоцелевой трассирующий боеприпас с функцией подрыва в заданной точке траектории XM1147AMP. Но, как обычно, есть нюанс: на 2020 г. ТТХ боеприпаса не были известны, так как он все еще находился в стадии испытаний. Учитывая неторопливость американского ВПК, можно считать, что в серии его до сих пор нет

Так почему же американцы или немцы не смогли сделать классическую осколочно-фугасную гранату? Ответ прост: заряжающий. У любого, даже самого натренированного человека есть предел физических возможностей, и унитар с примерной массой свыше 40 кило, из которых 20 кг только "чугуния" таскать в боевом отделении уже проблематично. Отказ от механизации заряжания в конце 1950-х был вполне осознанным. Тренированный заряжающий может выдать бОльшую скорострельность, чем механизм, что в условиях тактики "обратного отскока" было важно. Отсюда и внушительные габариты западных ОБТ: с огромными унитарами нужно как-то развернуться, заряжающему нужно пространство для нормальной работы, а любой дополнительный объем ведет в пропорциональному росту бронезащиты, и, соответственно, массы танка.

Из необходимости создания комфортных условий для ручного заряжания вытекает и другая особенность, формирующая облик и М1, и всех западных ОБТ. Чтобы не нужно было ползать за патронами по всему танку, основной боекомплект размещен в забашенной нише. Чтобы закинуть выстрел в казенник, нужны секунды. Эта конструктивная особенность преподносилась пиар-машиной как невероятный плюс, ключ, определяющий всю живучесть танка.

Чужой среди чужих: как Абрамс заехал не в тот квартал

Заряжающий танка М1А1 морской пехоты США за работой, Ирак, 2005 год

Действительно, забашенную нишу легко изолировать от всего остального объема машины бронеперегородкой с бронешторками, а в крыше башни сделать специальные ослабленные панели. При закрытых борнешторках и поражении боекомплекта начавшийся пожар вызывает детонацию боеприпасов (в первую очередь кумулятивных), энергия взрыва ищет выход, находит ослабленные зоны - те самые панели, они отлетают, и тепловая энергия уходит в атмосферу. Танку, конечно, поплохеет и, как минимум, придется выйти из боя, но экипаж теоретически должен уцелеть. Теоретически - потому что для того, чтобы схема работала как надо, нужно не забывать закрывать шторки, что, для бОльшей скорострельности, часто не делают. А еще в нынешних реалиях нет тех обратных скатов, за которыми можно спрятаться. Откатываться, как мы уже выяснили, некуда, нужно разворачиваться и удирать. Но удирать может быть не на чем, так как при взрыве боекомплекта может пострадать не только башня, но и моторный отсек. Со всеми вытекающими.

Но это были цветочки. Ягодки теперь прилетают сверху, и называются они "барражирующие боеприпасы". Всевозможные "Ланцеты" и "Скальпели" дополняются мелкими гадами, известными как FPV-дроны. Им может не хватить могущества БЧ, чтобы уничтожить танк с одного попадания, но их цель - верхние плоскости бронемашин. И огромные забашенные ниши, забитые БК под завязку - идеальная мишень. Не менее внушительные "горбы" тоже приманивают дроны, да и сами по себе габариты М1А1 упрощают задачу "дроноводам" - в какой-нибудь Т-72 попасть куда сложнее. В свою очередь, прикрыть уязвимые зоны "мангалами" практически невозможно - опять-таки мешают габариты.

Чужой среди чужих: как Абрамс заехал не в тот квартал

FPV-дроны сделали свою работу, поразив забашенную нишу. Вышибные панели не помогли спасти машину

Что же мы имеем в сухом остатке? Все плюсы и "Абрамса", и его коллег по блоку НАТО в реалиях текущего конфликта оказались минусами. То, что отлично работало в рамках тактики "обратного отскока", сейчас не просто не работает, а лишь мешает. Боекомплект лучше спрятать поглубже, а заряжание механизировать и автоматизировать - ручками закинуть один за другим 20+ патронов по 20 с лишним кило каждый, выдерживая максимальную скорострельность, да еще на ходу просто нереально. Приоритет в защите башни в ущерб корпусу и, особенно, его бортам откровенно неадекватен - дрон или ПТУР может прилететь не только в лоб башни с курсовых углов. Быстрый задний ход просто негде применять, а огромные моноблоки с горбами над ними мешают вести огонь в кормовом секторе. И, главное: стрелять по основным целям нечем. Адекватных текущим задачам боеприпасов нет, а те, что есть, вынуждают тратить их на одну цель пропорционально больше, чем треклятые русские расходуют в тех же условиях свои ОФС. А больше выстрелов - больше время под огнем противника, и выше риск "словить маслину". Нынешний конфликт - не его война, и "Абрамс" был бы и рад на нее не ехать. Только кто ж его спрашивает...

Первоисточник: https://dzen.ru/a/ZeYVIEwgqkGD3fW_


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Лучший текст месяца. Однозначно. Как же я обожаю находить своих единомышленников из числа авторов. Среди читателей таких уже полно. Среди писателей - не очень. От того и радуюсь столь сильно. ____________________ ...Давайте просто сделаем честное сравнение и убедимся, что по состоянию ...
Очередная заметка в "Экспресс-газете" продиктована ещё 2010.04.08 -- по горячим следам ...
Куличи пеку! рецепт здесь https://paninina.livejournal.com/tag/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%87 Бог в помощь, ...
Джон Пол (Jon Paul) является одним из самых талантливых художников в художественной индустрии любовных новелл. В середине 80-х Джон Пол был одним из 16-и студентов, которого выбрали для участия в девятимесячной программе в престижной Нью-Йоркской Академии изящных искусств. Имеет ...
Вчера пол-ночи смотрела на ютубе советские фильмы семидесятых. Началось все с того, что у zina_korzina увидела в посте про тип мужчин видео, которое меня очень поразило. ( вы можете посмотреть у нее или я я в конце поста под катом всуну все ...