Чужие мнения и просто чужие
trim_c — 27.03.2016Антон Фридлянд
Писатель
Молодой (судя по фотографии) писатель, как его представляет , на страницах издания размышляет о том, почему мы так мало терпимы к чужому мнению
Наши убеждения — самое ценное, что у нас есть. При этом их ценность для окружающих зачастую стремится к нулю или вообще к отрицательным величинам, ведь у других людей есть другие убеждения. Это как валюта в игре Монополия: пока сидишь за игровым столом вместе с друзьями, ты можешь покупать за эти бумажки заводы и отели, но в ближайшем супермаркете тебе не продадут за них даже коробок спичек.
Как тут не вспомнить сидящего в коробке квантового кота Шредингера, который одновременно и жив, и мертв. Часть людей, собравшихся у коробки, будут утверждать, что котяра живее всех живых, другие — что он давным-давно окочурился. Обязательно найдутся еще и третьи, которые станут доказывать, что в коробке вовсе не кот, а мопс, опоссум или же инопланетная форма жизни. Казалось, если открыть коробку, все участники дискуссии будут вынуждены прийти к единому мнению. Но все не так просто. Если ты сумел убедить себя в том, что кот мертв, тебя не так‑то легко заставить изменить мнение. Ты примешься объяснять движения его хвоста посмертными сокращениями мышц, а ветеринара, засвидетельствовавшего присутствие жизни в коробке, начнешь обвинять в том, что он продался твоим оппонентам. И дебаты о том, жив кот или мертв, будут продолжаться, пока тот не подохнет от старости, но и на этом не закончатся.
Некоторые утверждения правдивы для одних и ложны для других
Полагаю, нетерпимость к альтернативному мнению, ценностям и образу жизни базируется на одной логической ошибке. Если кто‑то рассуждает не так, как ты, тем самым он якобы ставит под сомнение правоту твоих взглядов, а это уже объявление войны. Значит, пора обороняться, и лучшая защита, как известно — нападение
Умение не навязывать свое мнение окружающим — гораздо более редкий талант, чем может показаться. “Я не разделяю ваше мнение, но не собираюсь навязывать вам свое”,— эту фразу сложно выговорить, но время от времени стоит пытаться. Старание услышать чужое мнение — еще большая редкость. Услышать — не значит принять, а лишь понять. Ведь понимание вовсе не означает одобрение.
Нетерпимость к чужому мнению, отличающемуся от твоего, так же стара, как человечество. И можно предположить, что именно эта нетерпимость лишила жизни больше людей, чем чума, моровая язва и проказа, вместе взятые. Религиозные конфликты, крестовые походы, репрессирование инакомыслящих. Все это борьба не за территории или ресурсы, а за признание идеологических ценностей, которые спустя несколько лет вовсе не кажутся такими уж ценными. Сколько пальцев использовать для крестного знамения, с какой стороны разбивать яйцо, какие тексты считать священными. Подобные вопросы могут существовать лишь там, где принято думать, будто ответ один.
Он, конечно, прав в том, что нетерпимость к чужому мнению очень древняя вещь. И очень опасная в наше время - да и всегда была опасной.
В наше время она стала особенно опасной просто потому, что появились две вещи, которых не было никогда
- средства массовой информации, обладающие грандиозными возможностями внушения и мобилизации
- технические средства убийства, способные уничтожить миллионы и даже цивилизацию как таковую.
Это опасности, которые следует учитывать. Но вот что касается причин нетерпимости - тут он кажется одну очень серьезную вещь упустил. То. что он описывает "он ставит под сомнение мою правоту, а значит объявляет войну" - это на уровне споров в курилке о том, как правильно составлять деловой документ, тут под угрозой мой статус умницы/знатока/профессионала.
Но есть споры совершенно иной природы. Есть убеждения, которые превратились в маркеры. То есть в средства, которые позволяют отличить "своих" от "чужих", типичный пример Крымнаш.
Тут нет речи о чьей-либо правоте или неправоте. Тут перемена мнения означает переход во вражеский лагерь, то есть означает предательство. И конечно тут не может быть компромисса. Пока человек рассматривает вопрос не как проблему, относительной которой можно хотя бы потенциально установить истину, а как идеологический маркер, позволяющий отделить "своих" от "чужих", для него истина не играет никакой роли. смена мнения равносильна предательству, а спор - сражению за правое дело, потому что "свои" не могут быть неправы по определению.
А на возражение он реагирует, как обитатели общежития на крик с первого этажа "наших бьют" (или как подростки на такой же крик во дворе - когда периодичсески сражаются одна сторона улицы против другой).
Тот, кто бывал в подобных ситуациях, прекрасно понимает, что в этом случае любые рассуждения о правоте выглядят трусостью или предательствомю.
И все религиозные войны имели илшь видимость сражения за ценности. это были битвы за территорию или ресурсы. похожие на схватки стад павианов за территорию кормления или львиных прайдов за охотничьи участки. А религия был лишь средством мобилизации - собственно лидеры таких группировок - от религиозных общин или наций и до уличных банд - прекрасно осознают мобилизующую силу подобных призывов и маркеров и конечно же используют их как в интересах групппы, так и своих собственных.
Сегодня, опять таки при наличии мощных средств пропаганды, - власти любой страны в той или иной степени такими маркерами злоупотребляют. То, что твой собеседник говорит не о проблеме , а о маркере установить обычно несложно: он очень уверенно, кратко и агрессивно излагает свою позицию, при этом широко пользуясь штампами-мемами. демонстрируя презрение к оппоненту и... очевидное невежество и даже равнодушие к сути вопроса.
Примеры каждый день доставляет мой журнал. Требовать от него терпимости или объективности - абсолютно невозможно.Потому что это не вопрос об истине а вопрос о "своих"- чужих". И он настроен на простую и вечную вещь: на инстинкт борьбы за "своих", восходящих к нашим очень далеким животным предкам - почитайте о территориальных схватках шимпанзе.
Но научиться понимать вот такую простую и очевидную вещь и помнить о ней по ходу спора (а ведь еще и борьба за статус накладывается, особенно у самцов) - задача не из легких. Сам сколько раз забываю...
|
</> |