«Чужая» 2010


Картину ставят в один ряд с криминальными сагами закрывающими «лихие девяностые». Такими как «Бригада», «Бумер», «Жмурки» и т. п. Правда «Чужая» был снят несколько позже остальных и широкой популярности не приобрёл. Более того, фильм остаётся крайне малоизвестным для мейнстрима, коим собственно и является. Выскажу несколько предположений по поводу этого факта.

Во-первых Эрнст. К началу десятых этот деятель уже основательно успел навязнуть на языке и его персона, связанная большинством населения с «Первым задолбавшим» могла только оттолкнуть. Есть мнение что режиссёр Борматов был чисто номинальной фигурой в создании картины (официально утверждается что Эрнст поставил пару-тройку эпизодов), но даже если это преувеличение, всё равно чувствуется что фильм переполнен пафосными заимствованиями (можно это назвать отсылками, оммажем или вторичностью), в которых сквозит «Матадор».

Во-вторых, название. Согласитесь, «Чужая» подошёл бы фантастическому ремейку о самке ксеноморфа, нежели бандитской саге с элементами неонуара. Тем более что уже в завязке выясняется – погоняло «Чужая» дали девке бандюганы-синефилы. Они понимаешь, между блек-джеком и шлюхами очень любили пересмотреть фильмографию Ридли Скотта. Кстати говоря, подобный сюжетный выверт (как и название) на совести ещё одного одиозного персонажа.

Владимир Нестеренко (автор первоисточника) это такой бывший приблатненный киевлянин, который к началу нулевых сообразил что лучше сидеть в интернете чем на цугундере. Взял себе говорящий ник Адольфыч и стал постить разный трэш и активно разводить срач. Потом чувак раскопал в себе пейсателя и издал в России свой дебютный роман «Чужая», который собственно тут же и выкупил Ёпрст. Впрочем, очень скоро Адольфыч охладел к пейсательству и стал оправдывать свой ник, зигуя на Майдане. Кстати, вероятно вследствии того факта что автор оказался конченным нациком, Эрнст и постарался позабыть все контакты с ним (или сделал вид), ну и конечно совместный проект.

Теперь о фильме. Сюжет простой: «как пацаны ездили за бугор, шмару одну для пахана притаранить». Девка была прожженная и понимая свою незавидную участь, очень сильно манипулировала молодым, наивным гопником. Да так что чувачёк всех своих подельников уконтрапупил. А потом и сам выпилился. В общем фильм содержит много гиппер реалистичного насилия, секса и прочих ништяков. Снято это всё в потёмках, что можно оценить как закос под нуар или желание скрыть недостатки стилизации под начало 90х. Актёры средние, но подобраны фактурно, во всяком случае к основным претензий нет.

На мой вкус картина слишком перегружена серьёзностью и морализаторством. Все эти несчастные, немытые проститутки, грязные торчки-сутенеры, трупы на столе провизора. Я лично не заметил там ни иронии, ни самоиронии, что для фильма почти всецело состоящего из заимствований не есть хорошо. Кроме того, я так и не понял, что хотели поставить на вид авторы. Идея фильма. Ну ладно воровать, убивать и заниматься разными нехорошими вещами это плохо. Много нехороших дядек закономерно оказались жмуриками. Это как?Попытка наставить преступный элемент на путь истинный? Пожалеть, понять и простить? А сама вот эта Чужая? Конечно же она вдвойне виновата, завалила кучу мужиков, в борьбе за собственную жизнь. Вот уж реальная самка ксеноморфа.