Чугунная скрепа
vikond65 — 08.06.2023

Ровно 180 лет назад, 8 июня 1843 года, произошло одно из важнейших событий в российской истории. Началось строительство первой в стране дальней железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Думаю, значение этого события сложно переоценить.
Именно железные дороги сковали в единое целое колоссальные и малолюдные российские просторы, обеспечив устойчивость существования крупнейшей на планете империи. Этот процесс затянулся на много десятилетий и был окончательно завершен уже в ХХ веке открытием Транссиба.
На момент окончания строительства, 1 ноября 1851 года, двухполосная магистраль между двумя российскими столицами длиной 645 километров была самой протяженной в Европе. И, кстати, в тот же день заработала линия электрического телеграфа, связавшая Петербург с Москвой и проложенная параллельно железной дороге.
Пожалуй, эти "нити прогресса" - лучшее из того, что оставил после себя царь Николай Первый. И не зря вскоре после его смерти железную дорогу назвали Николаевской. Правда в 1923 году ее по вполне понятной причине переименовали в Октябрьскую и это название она зачем-то носит до сих пор.
До постройки Николаевской магистрали дилижансы ежегодно возили между Москвой и Питером от трех до пяти тысяч человек, а за первый же год эксплуатации железной дороги по ней проехало 780 тысяч пассажиров! К началу ХХ века их число возросло до шести миллионов.

Один из дилижансов, которые циркулировали между Москвой и Петербургом с начала XIX века и до постройки железной дороги.
Благодаря "чугунке" время в пути и дорожные расходы резко сократились. Ранее более-менее комфортное путешествие в "поспешном дилижансе" из Петербурга в Москву или в обратном направлении занимало четверо суток и обходилось в очень приличную сумму 120 рублей, в которую входила стоимость трех ночевок и питания в придорожных трактирах. А поездка на поезде занимала всего 12-15 часов. Билет первого класса стоил 33 рубля, второго - 17, а третьего - лишь семь, что могли себе позволить даже относительно бедные люди.
В общем, если в социальном плане Николай Первый Россию "законсервировал", то в коммуникационно-технологическом - наоборот - реформировал и даже можно сказать - революционизировал.
На заставке - картина Аполлона Савицкого "Строительство железной дороги", нарисованная в 1874 году. И хотя, на ней изображено возведение другой магистрали, на Николаевской трассе в плане технологий и механизации земляных работ дела обстояли примерно так же.

Однако уже были и зачатки механизации. На рисунке - американский паровой экскаватор "Отис". Четыре таких машины были закуплены в 1845 году и в течение трех лет использовались на земляных работах, извлекая за сутки в среднем по 500 кубометров грунта. Позже они были выкуплены уральским горнопромышленником Демидовым.

Руководители и координаторы работ:
Наследник престола Великий князь Александр Николаевич, возглавлявший Особый Межведомственный Комитет по железнодорожному строительству.
Член Особого Комитета, граф Александр Бенкендорф.
Главный управляющий путей сообщения и общественных зданий граф Петр Клейнмихель.
Американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер, непосредственно руководивший разработкой проекта дороги и ее отдельных сооружений. Кстати, именно по его инициативе была утверждена "русская", а изначально - американская "колея Дикси" шириной 1524 миллиметра.

Первое художественное изображение интерьера Петербургского вокзала на акварельном рисунке Августа Петцольта 1851 года.

Николаевский вокзал Санкт-Петербурга, возведенный по проекту Константина Тона, снимок 1864 года. Обратите внимание, что площадь перед ним еще не замощена брусчаткой.

Противоположный конец дороги - Николаевский вокзал Москвы, архитектор и архитектура - те же, но размеры - гораздо скромнее. Все-таки, Москва тогда считалась лишь "второй столицей", а не первой. На площади выстроились извозчики, ожидающие прибытия поезда.

Узловая станция Бологое и ее вокзал первого класса, один из немногих на линии, сохранившихся в почти неизменном виде с дореволюционных времен. Впрочем, его значительно переделали еще до революции, надстроив воторой этаж. .

Типовой вокзал второго класса и круглое паровозное депо с поворотным кругом станции Окуловка. Оно частично уцелело, лишившись купола, а вокзал относительно недавно снесли, спрямляя пути под скоростные поезда. .

По маршруту железной дороги пришлось строить 184 моста. На снимке - самый длинный из них Веребьинский мост "американского типа", построенный по проекту инженера Журавского из дерева на каменных опорах. В 1868 году деревянные конструкции моста были заменены металлическими.

Мост чере реку Мста - схожей конструкции, но у него только нижние части опор - каменные, а верхние - деревянные и обшитые железными листами.

Паровоз Уайнеса-Гаррисона образца 1842 года для товарных составов - первый образец локомотива, применявшийся на Николаевской железной дороге и одновременно - первый серийный паровоз российского производства. В 1843-51 годах Александровский механический завод построил 120 таких локомотивов, которые работали до начала 1870-х годов. Как видите, о комфорте для машиниста и кочегара тогда еще никто не думал. Впрочем, такое отношение к ним было не только в России.

Первый российский пассажирский паровоз от того же производителя. К открытию Николаевской дороги было сделано 43 таких локомотива.

Первые образцы товарного и пассажирского вагонов Николаевской железной дороги. Как видите, вопреки расхожему представлению, они были четырехосными и довольно крупными, особенно - пассажирский.

Чертеж спального вагона 1-го класса серии "Ф" с тормозными площадками, двумя туалетами и центральным салоном.

Чертеж вагона 2-3 класса серии "СТ". Отсек второго класса с более широкими и мягкими сиденьями расположен слева.

Самый роскошный вагон Российской империи, да и всей Европы середины XIX века - восьмиосный (!) салон Его Императорского Величества, заказанный в США к открытию железной дороги. Левое купе, оформленное в зеленых тонах, предназначалось для царя, а правое - синее - для царицы. В центре - общий салон. По краям вагона - одноместные купе камердинера и фрейлины.
|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Четыре российских фильма и один сериал, что зашло, а что нет
В Екатеринбурге.
Мероприятие принцессы Уэльской
Встречи на прогулке
О единицах напряжения
Сказки возвращаются

