Чудо на вираже: как русский «Фланкер» восстановил статус-кво отечественного
vladimir_krm — 25.04.2019 https://uacrussia.livejournal.com/86382.htmlСреди фигур пилотажа есть четыре именные. Первую из них – замкнутую петлю – выполнил 27 августа 1913 года российский военный летчик Петр Нестеров на самолете Nieuport-4. В 1916 году в ходе боев Первой мировой войны был сделан переворот – полупетля с полубочкой: ее выполнил немецкий летчик Макс Иммельман. Вскоре «петля Нестерова» и «переворот Иммельмана» вошли в учебники пилотажа. Еще две «именные» фигуры появились уже в эру реактивной авиации, на рубеже 1980–1990-х годов.
В 1995 году на международном авиасалоне Париж-Ле-Бурже летчиком-испытателем Евгением Фроловым на Су-37 был продемонстрирован разворот в плоскости тангажа на 360° с чрезвычайно малым радиусом. Этот воздушный кульбит позже назвали «Чакра Фролова». Но, пожалуй, наиболее известная сейчас в мире фигура впервые публично была показана шестью годами раньше – там же, в Ле-Бурже, летчиком-испытателем Виктором Пугачевым на Су-27: «кобра Пугачева» стала символом современной российской военной авиации.
Тур де Франс
15 июня 1989 года агентство Reuters передавало из парижского аэропорта Ле-Бурже, где проходил очередной международный аэрокосмический салон: «Советский Союз, видимо, одержал победу в борьбе за превосходство своих истребителей над истребителями США в небе Ле-Бурже. Русским удалось добиться этого с помощью своего змееподобного самолета, чьи перспективная конструкция и легкость в управлении поразили специалистов. Самолет привлек к себе всеобщее внимание. Советские конструкторы создали восхитительную машину, считают авиационные эксперты. ВВС США были представлены изящными самолетами F-16 и F-18, однако они оттеснены на задний план советским Су-27, который продемонстрировал поразительные аэродинамические качества и способность чуть ли не сидеть на собственном хвосте».
Тогда, в начале лета 1989 года, Советский Союз отправляет свои боевые самолеты на запад, во Францию. Напряженно вглядываясь в небо, русские ждут прибытия новейших истребителей, которые пока ни разу до этого момента не покидали воздушного пространства своей страны. Согласно расчетам, они должны были уже приземлиться, но их все еще нет.
Почти две с половиной тысячи километров без посадок и дозаправок. Западные коллеги в недоумении: такое возможно? Конечно, ведь речь идет о самолетах ОКБ Сухого – паре новых истребителей Су-27 и Су-27УБ. «Идеальные машины по тем временам. Украшение отечественного авиапрома. Легко пилотируется, приятно. Су-27 по аэродинамике, по скороподъемности, даже по дизайну установил новые стандарты в отечественном авиапроме, задал вектор развития конструкторской мысли», – отмечает Герой России, генерал армии, бывший главком ВВС России Владимир Михайлов.
Спустя три часа после вылета из Москвы два военных самолета приземляются в Ле-Бурже, где вскоре стартует международный авиасалон. Оказывается, нашим не давали воздушного коридора – пришлось кружить. Связаться с землей было проблематично в то время, но сомнений никаких не было: долетят, – ведь за штурвалом именитые летчики-испытатели ОКБ Сухого Евгений Фролов и Виктор Пугачев.
Сегодня их имена известны не только знатокам авиации. Оба летчика обзавелись собственными фигурами высшего пилотажа, которые сегодня демонстрируются практически на каждом показе военных самолетов в России – это «чакра Фролова» и «кобра Пугачева».
Как раз премьера «кобры», или, по-научному, динамического выхода на большой угол тангажа – запланирована на авиасалоне. Виктор Пугачев выполняет маневр изящно и легко, чему способствуют не только летные характеристики Су-27, но и мастерство исполнителя.
«Французы не могли поверить, что самолет может так летать, – рассказывает Виктор Пугачев. – Пришлось проводить методическое совещание, доказывать, что у нас есть большой статистический материал. Мы подписались, что это безопасно, но организаторы все равно нас попросили еще раз выполнить полет с этим режимом. Все это происходило еще до открытия выставки, но журналисты быстро про все это узнали, и, когда мы начали готовиться к полету второй раз, интерес уже был повышенный: видеокамер стояло очень много. Я слетал, сделал “кобру” пару раз, все получилось хорошо. Пришли еще раз к Клоду Мартину. Он сказал, что самолеты так не летают, но он видел это собственными глазами».
Год Змеи
Для Виктора Пугачева 1989-й, год Земляной Змеи по восточному гороскопу, стал одним из знаменательных в его карьере. После первой публичной демонстрации «динамического торможения» этот элемент пилотажа было решено назвать в его честь. Пожалуй, ни один другой воздушный маневр не находится так сильно на слуху, как его «кобра».
В 2018 году Виктор Георгиевич отметил свое семидесятилетие, и первый вопрос, который ему всегда задают журналисты, касается Ле-Бурже 1989 года. Пугачев к этому относится с пониманием и легко иронизирует: «Я и до этого летал, и даже после этого».
Многое связано у Пугачева с самолетом Су-27, с морской авиацией. Он первый в стране выполнил посадку на палубу авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»; провел испытания Су-27 в северных широтах над Северным Ледовитом океаном с дозаправкой в воздухе и посадкой на ледовый аэродром; установил мировой рекорд скороподъемности истребителя.
О том, что Су-27 может выполнять «кобру», было известно заранее по расчетам специалистов ЦАГИ но были свои нюансы. Вывести самолет на большой угол тангажа оказалось несложно, а вот вернуть на обычную траекторию – довольно проблематично. Пугачев вместе с коллегами нашел удачную комбинацию способов, с помощью которых удавалось в 9 из 10 случаев возвращать самолет на свою траекторию с минимальными кренами. Фактически летчики в ходе испытаний впервые сымитировали использование системы управления с отклоняемым вектором тяги двигателей.
Когда Пугачеву задали вопрос, как бы он охарактеризовал Су-27, он ответил: «Бесконечно добро-агрессивный. Наверное, в мире больше нет такого самолета. Это агрессивный боец с непревзойденными возможностями».
Боевая стойка?
Часто у зрителей после выступления наших пилотажных групп в голове остается вопрос о целесообразности элементов высшего пилотажа в условиях настоящего боя. Профессиональные летчики считают, что польза, безусловно, есть. В ходе показательных выступлений демонстрируются маневренные способности самолета, а без маневрирования невозможно выиграть ближний бой.
Вероятность сближения самолета с противником в воздухе даже с развитием ракет дальнего боя остается очень высокой, учитывая применение современных стелс-технологий. Оказавшись «лицом к лицу» с врагом, как и в природе, выигрывает самый быстрый и юркий. Поэтому обязательным пунктом показательной программы наших новейших истребителей Су-35, Су-57 и МиГ-35 остаются «бочки», «петли» и, само собой, «кобры».
Именно такие «виражи» являются признаком высоких боевых возможностей самолета, которые за счет быстрого торможения и разворота могут сорвать атаку противника или занятия более выгодного положения для контратаки.
Искусственное поле боя
Ле-Бурже 1989 года, безусловно, послужил настоящей ареной для демонстрации превосходных боевых качеств советской авиационной техники. На аэрошоу летали и западные истребители (F-16 Falcon, F/A-18 Hornet и Rafale), которые претендовали на пальму первенства в мире. У нас стояла задача показать себя, выиграть психологическую битву с западным авиапромом, восстановить статус-кво – и нам это удалось. Су-27 в программе французского аэросалона стал не то что изюминкой, а настоящей перчинкой. Французские, британские, американские газеты пестрели броскими заголовками, а посетители выставки плотной толпой окружали советские самолеты на статике.
Начавшаяся «дуэль» с западными «коллегами» не закончилась с закрытием авиасалона, а имела свое продолжение в 1992 году. Американские «орлы» – F-15 Eagle – сошлись с нашими «сушками» в воздушном противостоянии над Атлантикой. Согласно задаче учебного боя, F-15 должен был уйти от прицела Су-27, затем экипажи менялись местами – играли в воздушные «догонялки».
Уйти на форсаже от «Фланкера» американец не смог. Более того, у него даже не получилось взять нашего в прицел, когда они поменялись местами. «Где он?» – беспомощно озираясь, спросил американский ас у наблюдателей. «Прямо за тобой», – последовал ответ.
По понятным причинам в Америке этот случай огласке не предали.
«Автокобра»
Достижение Виктора Пугачева вдохновило британскую автокомпанию Bentley, специализирующуюся на производстве машин класса «люкс», выпустить на основе своей базовой модели Bentley Continental GT V8 S лимитированную серию Kobra Edition из нескольких уникальных автомобилей. В сообщении компании говорилось: «Название новой серии посвящено знаменитой фигуре высшего пилотажа, впервые продемонстрированной советским летчиком на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году. Фигура демонстрирует великолепную управляемость, динамику и сверхманевренность – все то, что присуще Bentley Continental GT V8 S Kobra Edition». Спецсерия была собрана на заводе Bentley в Кру, графство Чешир; стоимость Kobra Edition составила более 16 млн рублей. В интерьере автомобиля использовались алые вставки, напоминающие раздутый капюшон кобры, а динамичность машины подчеркнули также ярко-красными элементами аэродинамического обвеса.
|
</> |