Чудес в экономике не бывает или почему и как Россия после 1998 года быстро восстановила свою экономи

топ 100 блогов Елена Мельникова — 06.08.2011

Мне могут возразить: чудеса бывают. Пример тому – японское экономическое чудо. Но это было не чудо, а грамотная экономическая политика.

В августе 1998 года экономика России представляла собой очень жалкое зрелище. Индекс потребительских цен в сентябре был на 45% выше, чем в июле. На валютной бирже курс рубля по отношению к доллару к концу августа упал на 40%, а через месяц еще на 20%. Экономические показатели были гораздо хуже аналогичных показателей других стран, переживающих в то время кризис. И курс валюты, и цены на товары совершали огромные скачки.

Обвал рубля вызвал целый поток апокалипсических прогнозов, предрекавших крах и развал России. Выступая в одном из комитетов палаты представителей США, Д. Сорос говорил о «коллапсе российской банковской системы» и о том, что «сначала Индонезия, а потом Россия пережили практически полный крах».

Разработанный в 1998 году для России комплекс мер МВФ по спасению, как условие для финансовых вливаний, не предотвратил, а лишь оттянул дефолт России по внешнему долгу. МВФ в июне (или в июле) 1998 года выдал первый транш кредитов МВФ, который исчез, так и не попав в российскую экономику. После обвала рубля МВФ в кредитах России отказал.

Однако «вдруг» экономическая ситуация в России начала меняться в лучшую сторону.

В докладе по экономике России (март 2009 года) Всемирный банк отмечал, что «ко второму кварталу 1999 года экономический рост достиг 3,1% и 12% к концу 1999 года, продемонстрировав быстрое V-образное оживление, начавшееся с резкого спада экономики и завершившееся быстрым восстановлением».

В статье Эндрю E. Kрамера в «The New York Times» от 11 мая 2010 года «The Euro in 2010 feels like the Ruble in 1998», говорилось, что «после того, как ЦБ в августе 1998 г. девальвировал рубль на 70% за месяц, российская экономика начала восстанавливаться, причем такими быстрыми темпами, которые стали полной неожиданностью для всех. В течение года экономика вернулась к докризисному уровню, затем последовало десятилетие бурного роста».

Интересно, что в интервью «Русской службе новостей» академик В.В.Ивантер рассказал о том, что когда все кричали о неминуемом развале России, в октябре 1998 года А.Р.Белоусов первым сказал, что экономика России начала расти. За это он подвергся очень резкой критике со стороны своих коллег, но В.В.Ивантер встал на его защиту. И поэтому «он теперь стал заместителем министра экономики» (сейчас А.Р.Белоусов – руководитель департамента в аппарате Правительства).

Так в чем же причина быстрого восстановления российской экономики? Некоторые эксперты объясняли его простым везением, некоторые – эффектом импортозамещения, некоторые – благоприятной конъюнктурой мирового рынка. На самом деле это был результат хорошо продуманной антикризисной политики, сопровождавшейся мониторингом широкого круга экономических показателей, по результатам которого Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин на встречах с Председателем Правительства Е.М.Примаковым и другими членами Правительства давал им соответствующие поручения. Правительство и Банк России действовали квалифицированно, что и позволило быстро вывести Россию из кризиса. Но это был сизифов труд, а не везение.

 

Из-за отказа МВФ, а также из-за того, что частные кредиторы не стали бы предоставлять кредиты по приемлемым процентам России, экономика которой находилась в плачевном состоянии, антикризисная политика должна была ориентироваться только на внутренние силы и ресурсы.

При кризисе возрастает волатильность рынка, нарушаются существовавшие до кризиса пропорции. В конечном итоге рыночные механизмы восстанавливают пропорциональность, но достигается это на более низком уровне, происходит спад производства. Восстановление прежнего уровня производства требует вложений в экономику. Поэтому чем быстрее принимаются антикризисные меры, тем меньше потребуется вложений и тем быстрее будет преодолен кризис. Это общий принцип, который надо учитывать в любых антикризисных программах.

В России не было длинных денег. Поэтому единственным путем для выхода из кризиса было максимально возможное сокращение волатильности российского рынка. При резком ослаблении рубля цены на сырьевые ресурсы также могли резко подскочить, разрушая существовавшие связи, контракты, что неминуемо привело бы к краху экономики. Поэтому для начала важно было сохранить на внутреннем рынке старые цены на ресурсы, старые тарифы. Рентабельность в добывающих отраслях должна была обеспечиваться за счет доходов от импорта при сохранении старых цен в валюте на импортируемую продукцию. При этом продолжал действовать порядок обязательной продажи валютной выручки от экспорта.

Такая политика подвергалась критике со стороны ряда российских и западных экспертов, считавших, что она ухудшает положение российских предприятий сырьевых отраслей и обеспечивает восстановление экономики за счет западных стран-импортеров. Однако с этим нельзя согласиться. Резкий рост цен на сырье и тарифов на внутреннем рынке быстро привел бы к «схлопыванию» внутреннего спроса и к уменьшению доходов предприятий сырьевых отраслей. Резкое снижение цен на сырье для стран-импортеров привело бы к росту волатильности на рынках этих стран, и дестабилизировали бы их экономики. Россия, большую часть экономики которой составляли сырьевые отрасли, была крайне заинтересована в стабильности экономик стран-импортеров, без чего невозможно было восстановление российской экономики. Двойные цены как бы «запирали» кризис внутри России, сохраняя стабильность мировой экономики.

Обеспечение более медленных темпов роста цен и тарифов на сырьевые ресурсы по сравнению с ценами на продукцию добывающих отраслей и доходами населения обеспечивало рост экономики.

Очень важной частью антикризисной политики было обеспечение рентабельного развития сырьевых отраслей при двойных ценах. Ни в коем случае нельзя было допустить низкой рентабельности в этих отраслях, ухудшения их экономического положения. Нельзя убивать куриц, несущих золотые яйца, так как именно сырьевые отрасли составляли основу нашей экономики.

В связи с тем, что в 1998 году уровень инфляции был высоким, многие предприятия и домашние хозяйства имели сбережения в валюте, они резко выросли. Еще сохранялись неразрушенными и неразграбленными мощности предприятий обрабатывающих отраслей. При благоприятной конъюнктуре рынка многие из них были вновь задействованы. И это не требовало больших инвестиций.

Безусловно, сказался и эффект импортозамещения. Импортные товары в результате резкого падения курса рубля стали недоступными для многих работников, получавших рублевую зарплату.

Несмотря на то, что наш рынок был еще очень несовершенным, он на удивление оказался очень восприимчивым к посылаемым сигналам. Российская экономика начала расти.

Принимались все предлагавшиеся меры, которые способствовали росту экономики (налоговые, по малому бизнесу и т.п.).

Когда стало ясно, что российская экономика начала расти, решено было не допускать никакого отвлечения средств из обращения. Именно поэтому тогда не выпускались не только ГКО, которые после дефолта никто бы не стал приобретать, но и облигации Банка России.

Для уменьшения инфляции принимались меры по развитию рынка ценных бумаг, требовавшие роста денежной массы.

Как показала практика антикризисная политика, при которой рынок рассматривается как единая система, а целью является формирование «пропорций роста», более эффективна, чем используемые традиционные методы антикризисной политики. Например, нацеливаниие антикризисной политики на уменьшение дефицита бюджета может вести к сдавливанию спроса и может не позволить обеспечить рост экономики. Естественно, что бессмысленных затрат допускать нельзя. Вливания огромных средств в какие-либо институты могут нарушать сбалансированность на рынке и поэтому приносить не пользу, а вред.

Описанная антикризисная политика проводилась примерно до середины 2001 года и обеспечила высокие темпы роста в 1999 и 2000 годах.

В упомянутой выше статье Эндрю говорится, что «в разгар кризиса стало очевидно, что вливания МВФ потерпели неудачу, вырос страх перед внутренними беспорядками в России. Шахтеры заблокировали транссибирскую железную дорогу, а москвичи осуществляли набеги на банки. Президент Борис Ельцин был вынужден принять быстрое политическое решение. Он заменил своего руководителя Федеральной службы безопасности – преемника КГБ, более твердой фигурой, малоизвестным тогда Владимиром Путиным». То есть В.В.Путин был назначен для подавления сопротивления населения при резком ухудшении экономической ситуации.

 

Сейчас ряду стран Европы угрожает экономический кризис. Первой страной, которая оказалась под угрозой суверенного дефолта стала Греция. Кризис в Греции начался более года назад и до сих пор, несмотря на полученные кредиты, преодолеть его не удалось. Некоторые банкиры и экономисты видят в нынешней ситуации параллели с дефолтом в России в 1998 году. Сейчас многие страны испытывают экономический кризис. Поэтому российский опыт, принципиальные подходы, которые использовались в антикризисной политике в России, могут оказаться полезными для них.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Японии кратенькие каникулы между семестрами в школе, а Россия готовится к новому учебному году. Давайте для расширения кругозора покажу вам красивые - нет, не ранцы и даже не пеналы - покажу вам наборы для каллиграфии и чемоданчики юного художника, которые покупают детям к школе. Если ...
Я смотрю, тут один мой комментарий среди огромной дискуссии вызвал столько интереса у читателей, что он стал достойным отдельного поста. Речь шла о том, что мол как же так, мужчина считает, что он- прекрасный любовник и все у него " с этим делом в порядке", выкатывая в подтверждение своих ...
В принципе, я доволен тем, как развиваются события. Был такой момент когда казалось, что кремлёвская братва кое-как начинает выпутываться из того клубка проблем и неприятностей, в который они сами же в своё время залезли с головой. Мир постепенно привыкает к тому, что Крым отошёл к ...
...
я не розумію ментальності вкантактє. І протягом якогось часу тщєтно намагаюсь видалити звідти свій акаунт. Отже, нікого не додаю в друзі, не переглядаю ніякі стрічки і взагалі не пам'ятаю, який там у мене пароль. Хоча розумію, що комусь треба ...