Чудь и призвание варягов


Повесть временных лет сообщает, что после завоевания Киева Вещий Олег обложил данью некоторых участников сего похода, а именно: словен (нвгородских), кривичей (всех) и мерю. В пользу того же Киева.
Не облагалась никаким налогом чудь. Почему? Да потому, что чудь изначальная не была лапотниками. Имя ее было перенесено на множественные угро-финские народы, кои были от нее, чуди, в свое время зависимы.
Еще до революции было установлено, что ПВЛ является не просто компиляцией (пересказом), а компиляцией компиляций, и некоторые фрагменты в ней дают информацию о временах более древних. Эти фрагменты переписаны без изменений из более ранних источников.
Например вот этот:
Въ Афетови же части сѣдить русь, чюдь и вси языцѣ: меря, мурома, всь, мордва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, югра, литва, зимигола, корсь, лѣтьгола, либь.
Обратим внимание: русь и чудь. Ну и всякие прочие там, позже почти все ставшие данниками руси. И еще: никаких словен новгородских на то время даже в помине нет, они в края сии еще не пришли.
Где были словене в то время? Читаем далее:
Ляховѣ же, и пруси и чюдь присѣдять к морю Вяряскому.
Как видим, ляхи еще на территории Польши, пруссы в Пруссии, а чудь занимала территорию от Пруссии до гор Уральских.
Что до призвания варягов. Кто и кого на самом деле призвал, и по какой причине, и было ли на самом деле это призвание-вопрос. Если и было, то во-первых не столь прямое и не столь сказочное, а во-вторых идея эта должна была исходить скорей всего от чуди, дабы как-то обуздать ляхов-новгородцев и иже с ними, осуществлявших уж очень активную экспансию на восток. В конечном итоге вот как сложилось: новгородцы, кроме уплаты дани руси, должны были платить еще и варягам 300 гривен ежегодно, как сказано в Повести «за мир». Как видим, обычное вымогательство, то есть рэкет. И нетрудно догадаться как пришли к такому консенсусу. Пацаны (русь и варяги), присев на корточки и пораскинув пальцы, порешали: «Это наша общая корова и доить мы ее будем сообща». И, кажется, такой вариант устроил всех, в том числе и чудь, которая просто влилась в русь, оставив свое имя «чудин», позже трансформировавшееся в «чухонец», северным финно-уграм. У более южных, поволжских финнов, было свое общее имя «смерд», данное им, вероятнее всего, скифо-сарматами.
Один из фактов вливания чуди в русь:
Правда уставлена Рускои земли, егда ся совокупилъ Изяславъ, Всеволод, Святославъ, Коснячько Пе_енЂгъ, Микифоръ Кыянинъ. Чюдинъ Микула.