Что-то вспомнилось
naganoff — 19.12.2012 По сути, никакой специально подготавливаемой акции на Лубянке не было в принципе - это нужно уяснить для себя абсолютно точно. Не было ни агитационной кампании, ни чётких призывов идти туда - вообще ничего, кроме констатации факта, что вы можете приходить куда угодно в своём городе, и никакие чиновники не вправе вам в этом воспрепятствовать. Поэтому фактически на Лубянке 15 декабря происходил спонтанный и справедливый протест граждан, возмущённых нарочито незаконным отказом мэрии в согласовании акции под названием "Марш Свободы".А вот к Маршу Свободы подготовка велась, и подробности её можно прочитать в журнале Татьяны Лазаревой. Я был участником штаба КС по подготовке той акции, и могу засвидетельствовать: были подготовлены открытки и плакаты, нарисованные известными художниками, предназначенные для распространения и распечатки со специального сайта, и в итоге их должны были собрать волонтёры в специальные ящики в конце шествия, чтобы затем рассортировать и направить по адресатам - госорганам, типа администрации президента; пусть бы чиновники прочитали открытки от граждан на Новый Год, узнали бы, что о них народ думает ) Был бы духовой оркестр на шествии, были бы плакаты с лицами политзаключённых, в поддержку которых, собственно, это шествие и планировалось.
Но мэрия незаконно помешала сделать это. Она сделала всё, чтобы сорвать акцию, она даже откровенно наплевала на чётко выраженное мнение 10 тыс. чел. в ходе голосования на "Демократии 2" касательно маршрута шествия. Хотя, после тотальных фальсификаций выборов в Думу год назад, когда наплевали на чётко выраженную волю миллионов человек, это очередное нарушение закона уже может показаться каплей в море. И, видимо, так показалось многим из тех, кто бывал на акциях протеста в течение всего 2012 года, и не был на Лубянке 15 декабря. Ясно, что все эти люди-то никуда не делись, просто они не сочли необходимым прийти туда по каким угодно причинам, но явно не потому, что обстановка в стране улучшилась. Ибо она ухудшилась, и продолжает ухудшаться. Вариантов несколько - либо люди посчитали, что любые акции протеста уже перестали оказывать какое-либо влияние на власть; либо поддержка политзаключённых показалась им недостаточно важным мотивом для выхода на улицу в знак протеста в условиях мороза; либо люди элементарно испугались повторения событий 6 мая, когда власть отдала отрядам полиции атаковать ни в чём не повинных манифестантов и зверски избивать, разгонять их, и элементарно не хотели "попасть под раздачу". А скорее всего, сыграли все три мотива одновременно в какой-то степени. Хотя есть и ещё один мотив - что люди просто решили элементарно воспользоваться правом на свободу передвижения, о которой так много говорилось - и пойти куда-нибудь в другое место, или вообще остаться в тепле дома в выходной день. Не исключено, кстати, что это был самый распространённый мотив...
В любом случае, абсолютно бессмысленно даже пытаться сравнивать численность оказавшихся в 15-16 часов 15 декабря на Лубянке людей с численностью протестных акций декабря 2011 - сентября 2012. Несопоставимые события, несравнимые величины, принципиально разные по своей сути. Невозможно даже говорить, успешной была акция или нет - потому что самой акции не было. И именно поэтому я тоже не буду пытаться оценивать количество тех, кто всё же вышел на Лубянку в субботу. Но скажу так: их было достаточно для того, чтобы понять: пока эти люди есть - протест существует, а их стойкости вполне достаточно для того, чтобы Координационный Совет продолжал свою работу как для них, так и для всех тех граждан России, которых не устраивает нынешняя власть. Другое дело, что все должны отдавать себе отчёт: чем меньше численность любого собрания оппозиции где бы то ни было - тем увереннее чувствует себя Путин, и тем спокойнее чувствуют себя коррупционеры, жулики и воры. Вполне вероятно, именно так они почувствовали себя после 15 декабря, хотя это - их очередная серьёзная ошибка, чреватая возвращением чувства полной вседозволенности, срывающего крышу реакционерам, только и ждущим, как бы отомстить гражданскому обществу за тот страх, что они испытывали год назад.
Равнодушие, инертность и страх - это лучшие друзья власти. Запомните это. Противопоставить им можно только высокие морально-волевые качества - и я рад, что нашлись люди, способные на это. Несомненно, их количество с течением времени будет только возрастать. И мы должны сделать всё, чтобы это происходило как можно быстрее.
|
</> |