Что такое рабское поведение?

Еще в платоновской коллективистской модели государства благо и справедливость – это то, что выгодно государству. Интересы отдельных людей-винтиков не имеют значения.
Индивидуалистская же модель подразумевает, что важны права и интересы каждого отдельного гражданина: государство для человека, а не человек для государства.
Со стороны может показаться, что коллективистская модель высокодуховна. Ты обязан жертвовать собой ради других. Но это не так. Привязанность к своей группе обычно эгоистична. Эгоизм тоже ведь может быть групповым. Ты жертвуешь для своей группы не потому, что ты выбрал эту группу после глубокого анализа путем сопоставления с другими группами. Нет, но потому что ты родился или оказался внутри этой группы по независящим от тебя обстоятельствам. И ты жертвуешь ради нее, потому что соотносишь свое эгоистическое желание блага с благом этой группы.
Напротив, индивидуалист как раз может быть альтруистом и просто делать добро людям, которых он встречает на своем пути.
Поэтому, кстати, вопреки распространенному заблуждению, христианство – это религия не коллективизма, а, в первую очередь, индивидуализма. Да, христиане причащаются от одного хлеба и чувствуют себя одной церковью. Однако, в конкретных заповедях Христос не говорит: возлюби народ свой, государство свое, церковь свою… Он говорит, что есть две главные заповеди: возлюби Господа Бога своего и возлюби ближнего своего как самого себя.
В то же время, индивидуализм не препятствует человеку жертвовать собой ради коллектива, но индивидуализм требует, чтобы этот выбор был сознательным, а не слепым или навязанным. Это и есть мораль. Нравственность – это когда ты осознанно делаешь добро или отказываешься от зла. А если ты безответственно подчиняешься своему лидеру – это безнравственно, потому что тебя совершенно не тревожит вариант, что ты можешь стать орудием зла.
|
</> |