Что такое левая идея, и почему она победит?

топ 100 блогов anlazz20.04.2021 Прежде всего, конечно, напомню очевидное: само происхождение названий «левые» и «правые», есть явление случайное. Поскольку понятно, что место «рассаживания» депутатов в Национальном Собрании времен Великой Французской Революции – которое и дало название данным политическим направлениям – разумеется, не определяло ровным счетом ничего. (Могло быть и наоборот: монархисты сели бы слева, а якобинцы – справа.) Однако это не отменяет того, что под данными «случайными» названиями скрываются вполне конкретные, объективные и – как это не странно – фундаментальные, смыслы. И, что самое интересное, при этом совершенно неожиданные и не связанный – на первый взгляд – с политикой вообще.

Но пойдем по порядку. И, прежде всего, скажем, что определить деление на «правое/левое» довольно просто. Никакого парадокса кстати (если принять во внимание указанное выше) тут нет – речь идет о том, что внешние признаки левых или правых довольно очевидны. (В отличие от «внутренних» основ.) А именно: левые выступают, прежде всего, за социальное равенство. Правые же, напротив, являются сторонниками ставки на наиболее эффективных индивидуумов и обеспечение их наилучшего функционирования. Да, именно так, хотя обычно считается, что правые – за «индивидуализм вообще». Но это ошибочное представление – в действительности правые признают «право быть индивидом» не за всеми людьми, а только за их отдельными представителями.

Подобный момент очень хорошо видно, например, по крайним представителям «правого спектра» - ультраправыми (фашистами, нацистами), которые часто отказывают в «индивидуальном различии» не только разного рода «врагам нации», но и своим сторонникам, не перешедшим за определенный «уровень ценности». (В крайней вариации этой концепции индивид, вообще, может быть только один: фюрер. Все же остальные оказываются лишь орудиями для исполнения его высшей воли.) Впрочем, и за пределами «ультра» правые постоянно используют «ранжирование» людей по категориям – скажем, имущественным. Которое – как это не удивительно – неявно, но при этом совершенно очевидно перетекает в юридическое: в том смысле, что при наличии «судебной состязательности» очевидное преимущество имеет именно та сторона, у которой больше средств. (На самом деле в том же XIX столетии это было очень хорошо заметно.)

Таким образом, разделение по критерию «равенство/неравенство» - это самый удобный маркер определения «левизны». (Или «правизны».) Кстати, забавно, но при этом всевозможные «леволиберальные движения» сегрегирующего толка – скажем, фенимистские (в современном значении этого слова), расовые, национальные и т.д. – сразу же отправляются прямиком в «правый лагерь». Разумеется, речь идет именно о сегрегирующих – если те же феминистки или цветные активисты не выдвигают требований «разделения», а напротив, говорят о снятии барьеров в обществе, то они оказываются левыми. Именно поэтому Мартин Лютер Кинг – безусловно, левый. А вот современные BLM-щики – в большинстве своем правые. (То есть, нет «просто феминисток» или «просто цветных активистов», а есть некая условная группа, включающее в себя не просто разнородные, а порой –и противоположные – концепции.)

Впрочем, сказанное выше – это, фактически, банальность. В том смысле, что идея о том, что левые за социальное равенство известна всем. Более того – именно этот момент, в определенной мере, является для многих отталкивающим в «левой идее», и даже – приводящим в «правый лагерь». Речь идет о том, что в современном общественном сознании социальное равенство начинает соотноситься исключительно с помощью «маргинальным элементам» (мифическим алкоголикам, лентяям и проходимцам), а так же с игнорированием «производственного вопроса». В том смысле, что, во-первых, предполагается, что – получив необходимое для своей жизни – эти самые «маргиналы» просто не будут работать. (А к таковым правый относит большую часть населения – в крайнем случае, всех, за исключением себя самого.) А, во-вторых, общепринятым в «правом мире» (т.е., в современности) считается то, что «люди неравноценны в труде»: то есть, даже при старательном исполнении своей работы, одни могут делать на порядки больше, чем другие. Причем, в некоторых случаях – очень сильно: скажем, изобретатели способны предложить идею, которая повысит производительность труда в разы, предприниматели создают предприятия, дающие саму возможность работы. А вот «таджики» - с другой стороны – способны или копать, или не копать, и ничего больше от них не добьешься.

Однако надо понимать, что эти самые «возражения» проистекают или из непонимания реальной ситуации, или из прямой манипуляции «возражающего». В том смысле, что, во-первых, реальное число «маргиналов» просто невелико, и, как правило, они и в текущем положении особой «производственной роли» не играют. (Даже количество тех же алкоголиков – т.е., людей с алкогольной зависимостью, приводящей к изменению всего образа жизни – в РФ сейчас всего 1,3 млн. Наркоманов еще меньше – не более 500 тыс. человек.) Во-вторых, реальная производительность труда при индустриальном способе производства 99% производительности определяется типом применяемого оборудования. (Даже очень хороший «копарь с лопатой» проиграет в данном плане посредственному экскаваторщику.) Ну, а самое главное,  пресловутая «особая роль» представителей «социальной верхушки» чуть ли не полностью определяется комбинацией случайных факторов.

И, например, в тех же США лишь 1% «стартапов» переживает год жизни, а до 10 лет доходят не более 0,001% «начинающих миллиардеров». (Впрочем, у нас – где все крупные состояния были «сделаны» в период приватизации – ситуация еще забавнее.) Это, кстати, относится и к пресловутым «изобретателям». В том смысле, что подавляющую роль во внедрении тех или иных новаций в действительности играют не «особо одаренные одиночки» - как это считается у обывателей. А необходимые для их (новаций) появления социально-экономические условия. (Иначе говоря, совокупность уровня развития производительных сил и производственных отношений.) Именно поэтому та же энергия пара «внедрялась» - если считать со времен Герона Александрийского – в течение 19 столетий! (Герон создал свой «эолипил» в 1 в н.э., а реальный «вход» паровых машин в жизнь произошел лишь в начале XIX века.)

То есть, еще раз: подавляющая роль в занятии человеком того или иного уровня социальной пирамиды в первом приближении определяется, во-первых, социальным устройством (тем, какие предприятия имеются и какое они устройство имеют), а, во-вторых - чистой случайностью. (Во втором, кстати, все становится еще интереснее – в плане противостояния обывательской картине мира – но об этом надо говорить уже отдельно.) Причем – по совершенно понятным основаниям – вероятность оказаться в низу данной пирамиды у каждого человека много выше, нежели наверху. (Наверное, не надо говорить, что «мест» начальников, миллионеров и миллиардеров, а уж тем более – президентов и министров – в каждом социуме на несколько порядком меньше, нежели мест рабочих, служащих или, даже, безработных.)

Отсюда становится очевидным, что идея левых о социальном равенстве – на порядки более рациональна для любого, отдельно взятого человека. (В том смысле, что для него «светит» скорее возможность попасть на «должность» копающего/некопающего, нежели на место генерального директора, руководителя департамента или, скажем, популярного артиста.) И разумеется, не стоит думать, что «я такой умный, что окажусь наверху», поскольку умственные качества так же распределяются по обществу крайне равномерно. (Даже если и допустить, что они на что-то влияют – хотя это не так.) Впрочем, обычно апелляция к «особой хорошести» индивида есть не что иное, как характерный признак манипуляции. (Скажем, разнообразные коучи, гуру и строители «пирамид» именно что заявляют своим адептам: вы не такие, как все, вы лучше. Но итогом этого становится лишь обчищение карманов.)

То есть, в действительности господствующее направление «правой критики левых идей» оказывается или связанной со случайным передергиванием реальной картины мира – скажем, с убежденностью человека, что «наверх попадают лучшие». Или же с передергивание сознательным, связанным с желанием просто нажиться на убежденности человека в собственных «сверхкачествах». Впрочем, в данном случае и то, и иное равноценно – и особо не важно. Поскольку – как уже было сказано – в действительности и отношение к разделению людей является вторичным. Глубинное же отличие «правых» от «левых» находится в совершенно иной области.

Но об этом будет сказано уже в следующем посте.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Хочу разыграть такие открытки: От вас ответ на вопрос "Как много открыток вы подписываете в неделю?" В среднем я подписываю штук 15. Мой рекорд - это где-то 30 штук за пару дней перед Новым Годом, да и то удовольствия от процесса я почти не получила, от открыток начало тошнить. ...
"Игра престолов" (а чо ж тут у вас еще?) Возвернувшись из Монголии (Внешней), и выпивая в первый вечер с дочуркой и зятем, был покорен их энтузиазмом по поводу нового, 7-го, сезона (я, как вы, возможно, помните, давно перестал уже сколь-нибудь регулярно ЭТО смотреть -- просто чтоб не ...
Дорогие друзья! Спешу поделиться радостной новостью: спустя почти год, после того как рукопись моей книги о космических происшествиях была в целом готова, подписан договор с издательством АСТ. И я полон оптимизма насчет ее будущего, даже несмотря на имеющие место сложности. Прежде всего, ...
Причём правильными ободками весьма художественными Чтобы могло этому поспособствовать? Засуха, темнота, холод? Новые листья растут зелёными. Двухцветные удалять безжалостно, или пусть побудут? Прошу ...
Оригинал взят у kukmor в Расшифровка и проверка кредитной карточки. ...