Еще раз про современный прогресс
anlazz — 12.04.2021Увидел интересный пост про "летающую машинку" - сиречь,
турболет. Который - точнее, которые, поскольку речь идет о целом
классе машин - разрабатывался в 1960-1970 годы в развитых странах
для использования в качестве транспорта. Причем, разрабатывался не
на уровне "эскизных проектов" - в смысле, красивых картинок, ярких
презентаций и обильных таблиц с цифрами, доказывающими, почему
"вложение в данную идею принесет через два года 2000% прибыли". А в
реально существующие, "железные" машины.
Правда, летал данный аппарат недолго - всего 3 минуты, но
понятно, что это было связано исключительно с экспериментальным
назначением данной конструкции. Которая - как нетрудно догадаться
из названия (Garrett STAMP - Small Tactical Aerial Mobility
Platform) - предназначалась для замены вертолетов при высадке
десанта-огневой поддержке. (Корпуса Морской пехоты США, который
выступал заказчиком проекта.) Тогда было посчитано, что турболеты в
условиях городской застройки или джунглей использовать гораздо
удобнее, нежели обычные "хеликоптеры".
В
действительности, впрочем, оказалось иначе: догнать последних по
скорости, дальности и грузоподъемности так и не удалось. Что же
касается ожидаемой устойчивости, то она оказалась меньшей
ожидаемой, и не компенсировала недостатки проекта. Поэтом он
(проект) был закрыт.Как, кстати, и альтернатива ему от другого
производителя - Williams Aerial. У последнего, кстати, внешний
вид "системы" был еще более странный: практически, ступа
Бабы Яги. Впрочем, оказалось, что и у того, и у другого недостатки
перевешивают достоинства - и поэтому поле боя осталось за "старыми
добрыми вертолетами". (Кстати, пресловутая "ступа" имела
продолжительность полета в 45 минут - как пишет Вики. Но, все
равно, этого оказалось недостаточно.)
На этом моменте можно было бы и закончить разговор. (Ну, были
разработки, их сделали, проанализировали и убедились, что все это
вряд ли кому пригодиться.) Если бы не тот факт, что в последнее
время подобные конструкции начали вдруг популяризировать, как
"новый, революционный вид транспорта". Вроде "летающих
автомобилей". Разумеется, ни одного "автомобиля" в железе, кажется,
так и не сделали, но картинок и роликов нарендерили
на несчетное число гигабайт.
Что же самое забавное: все это позиционируется, как "коммерчески
выгодное решение". Еще раз напомню: в "прошлую итерацию" данными
конструкциями интересовались военные - для коих, как известно, цена
есть вторичный показатель. Но все равно - не пошло! А тут пытаются
продвигать подобные вещи "в гражданских целях". (Про разницу в цене
топлива между концом 1960 годов и современностью просто
умолчим.) Кстати, что меня откровенно удивляет во всем этом,
так это уверенность в том, что потреблять топлива какой-нибудь
"инновационный аппарат" - турболет, квадрокоптер - будет меньше
вертолета. Ну, а что - "карманные модели" же тратят топлива по
чуть-чуть! (Самые упоротые из современников просто, увеличивая
масштаб, рисуют полноразмерные машины так же,
как обычные квадракоптеры на батарейках!)
Можно даже сказать, что сопромат и законы сохранения для
наших современников есть разновидность сакральных тайн. (Это даже
тех, кто технический вуз (!) закончил, касается.) Равно, как и
экономика. Впрочем, если честно, то в большинстве случаев увлечения
подобными машинками действует не невежество, как таковое, а
банальное желание собрать побольше денег на проект. (Делать "в
железе" его, все равно, мало кто собирается.) И реальными
"лохами" тут оказываются вовсе не конструкторы, а инвесторы. (А
если учесть, что последние все больше инвестируют государственные
деньги... Впрочем, это уже совершенно иная тема.)
То есть, происходит все так же, как и в других областях
"современного прогресса". В том смысле, что из "запасников
прошлого" извлекаются отвергнутые в свое время - по причине
ненужности - технические решения. После чего они активно
"дигитализируются" - то есть, создается огромное
количество виртуальных их моделей, фото и роликов - ну, и
выдаются за что-то "прорывное". С последующим сбором средств и
уходом после этого "в тень"...
P.S. А вообще, турболеты - если забыть про их экономическую
невыгодность - реально интересные конструкции. И, например,
появление в свое время образа
"летающих тарелок" связано именно с ними : в 1950 годы -
как раз, когда был первый приступ "тарелочной эпидемии" - именно
дисковые аппараты широко разрабатывались по требованию военных. А
поскольку информация о них была - по понятным причинам -
засекречена, то случайные свидетели испытаний интерпретировали все
это известным образом. (Как "корабли с Марса".) Так и родилась
легенда, существующая до сих пор.
|
</> |