Что такое хорошо и нафиг оно надо

Мой сын Тёмка — существо с обострённым чувством справедливости. Я не могу точно сказать, он родился таким или мы ему это привили, но он с памперсного возраста усвоил догму, что с другими людьми нужно поступать так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Поэтому о том, чтобы отобрать у кого-то чужую игрушку или терроризировать тех, кто слабее его, у него и речи никогда не было — это же несправедливо! Модель эта соблюдается вот уже 10 лет, и всё бы хорошо, но…
Но далеко не все дети используют эту модель, я бы даже сказал что модель «эгоистичный мудак» сегодня более популярна. Таких детей и раньше было много, но сейчас это просто культ и они доставляют немало проблем Тёмке — пользуются тем, что у них нет моральных ограничителей, а у Тёмки есть.
Затем они все вырастут, и продолжат играть в свои модели по-взрослому. Так и получается, что политики врут, законы не работают (у кого деньги, тот и прав), начальник подставляет (он из тех школьных мудаков, его папа пристроил), коллеги стучат и подхалимничают, друзья предают, женщины — дуры и стервы, и самое неприятное — что именно их модель поведения успешна в обществе, которое в основном из таких людей и состоит. Здесь я конечно утрирую, далеко не все люди такие. Но их много и с годами всё больше. И среди них находится человек с обострённым чувством справедливости, который сталкивается с несправедливостью каждый день и от этого страдает. То есть в результате того, что мы воспитаем его в таком духе, он с большой вероятностью будет несчастлив.
Справедливость — это только пример. Можно открыть книжку «Что такое хорошо и что такое плохо» на любой странице и сравнить. Например, Тёмка не бросает мусор на улице — всё в урну несёт. Это тоже мы приучили в возрасте 1 — 1.5 лет, объяснив, что на мусорке жить неприятно. Он вообще логически хорошо мыслит — подумал, согласился что «неприятно» и с тех пор не мусорит — это стало его мнением, его мировоззрением. Но остальные-то мусорят! То есть ты делаешь всё правильно, но в результате всё равно живёшь на мусорке. А поскольку у тебя есть эстетическая догма «на мусорке жить неприятно» — ты страдаешь и ты опять несчастлив! Вот был бы ты как они — бросал бы бычки и бутылки где придётся, соответственно было бы тебе пофиг на срач вокруг, соответственно ты был бы счастлив по этому пункту. Опять приходим к тому, что быть эгоистичным мудаком — это прекрасно.
И такая картина — чего не коснись. Возникает вопрос: нужно ли приучать ребёнка к справедливости, доброте, культуре и пр. «хорошему», если в жизни он будет чаще сталкиваться с «плохим»? Может быть нужно учить не «высоким идеалам», а тому, что является в обществе общепринятым де-факто, а не на бумаге? «Человек-как-все» не имеет конфликта со средой обитания и поэтому более счастлив. А разве не этого мы хотим — чтобы наши дети были счастливыми?…
|
</> |