Что происходит с западными банками.


Я недавно делал пост о ситуации на рынках:
https://new-rabochy.livejournal.com/2719612.html
Думаю, в связи с новостями о банкротстве Silicon valley bank есть смысл кое-что пояснить.
Во-первых, банк не маленький, его активы – более $200 млрд.
Во-вторых, очень важно держать в уме, что все банки всех стран в той или иной степени зарабатывают на разнице стоимости коротких и длинных денег. Обычно (но не всегда!) короткие деньги стоят дешевле, а длинные – дороже. Плюс, короткая ликвидность доступней длинной. Грубо говоря, банк фондируется (привлекает кредит) на емком межбанковском рынке overnight (т.е. срок кредита – 1 сутки) под 5% годовых и за счет этих средств предоставляет кредит заемщику – не банку на несколько лет под 8% годовых. За счет разницы в 3 процентных пункта он и живет.
А дальше начинаются нюансы, и это в третьих :))
Все банки, помимо кредитов, имеют на балансе облигации, в основном – государственные. Это выгодно: государственные облигации ликвидны вне зависимости от срока. Другими словами, пусть они обычно и приносят доходность меньше, чем выданный кредит, зато их можно превратить в деньги (продать) в любой момент, а не только по окончании срока. Кроме того, государство стимулирует банки покупать государственные облигации через обязательные резервы: чем выше риск, тем больше банк должен создать резервов, а по государственным (т.е. своим собственным) облигациям государство полагает риск нулевым. Ну и с гособлигациями у банков намного меньше геморроя – пара кликов мышкой, тогда как для выдачи кредита нужно проводить длинную и трудоемкую работу с непредсказуемым результатом, поскольку этим результатом может быть и отказ. А если решение положительное, то оформить сделку тоже бывает непросто.

Вот, Silicon valley bank и держал у себя на балансе облигации. Не знаю, каких там было больше – государственных или корпоративных, но сейчас это не важно, поскольку мы возвращаемся к теме подъема ставок, описанной в прошлом посте. И тут нам придется заняться увлекательной математикой ))
Менее чем за год американская ФРС подняла ставку с 0,5% до 4,75%. Казалось бы, фигня на фоне решительного ЦБ РФ, который в прошлом году сначала поднял ставку с 9,5% до 20%, а потом опустил до 7,5%, и все это за 7 месяцев. Но не все так просто, правда, чтобы это понять, нужно немножко напрячь мозжечок :)) Пойдем от простого к сложному.
Вы купили по номиналу годовую облигацию с купоном 2% годовых. Какая у нее доходность? 2% годовых :))
Облигации торгуются на рынке, и помимо номинальной, имеют еще и текущую, рыночную стоимость. Допустим, ставки выросли, и теперь доходность по однолетним облигациям уже не 2, а 3% годовых. Хорошо это для Вас или плохо? Плохо! :)) Подумайте, как именно доходность может из 2% стать 3%? Да за счет уменьшения рыночной цены облигации! Чтобы облигация номиналом 100 р. и с купоном 2% имела доходность 3% годовых, она должна стоить уже не 100 р., а примерно 99,03 р. Т.е. Ваш актив обесценился почти на 1%. Казалось бы, немного, да и год – не такой большой срок, можно подождать и получить номинальную стоимость, все 100 р., при погашении.
Но дело в том, что облигации бывают и более длинные. И российские ОФЗ выпускаются со сроками порядка 20 лет, а американские есть и 30-летние. И вот вопрос: на сколько должна упасть рыночная цена 30-летней облигации с купоном 2%, чтобы ее доходность выросла с 2% до 3% годовых? Со 100 р. до 84 р.! Поскольку изменение доходности достигается за счет дисконта к номинальной цене, а этот дисконт «размазывается» на длинный срок, мы и получаем такую большую разницу.
А если доходности выросли не на 1 процентный пункт, а, скажем, на 3? Напомню, что ФРС подняла ставку с 0,5% до 4,75%. В нашем примере цена облигации в этом случае должна упасть от номинальных 100 р. до 64 р.! Т.е. обесцениться на целых 36%!

Улавливаете суть? Вы фондируете длинные активы короткими пассивами. Т.е. Вы заняли 100 р. и должны через несколько дней или месяцев отдать тоже 100 р. плюс небольшой процент. На эти деньги Вы купили длинные облигации, которые в результате политики ФРС по повышению ставок обесценились на десятки процентов и стоят, допустим, уже не 100 р., а 80 р., т.е. 20 р. – Ваш убыток. Конечно, он «бумажный», пока у Вас есть возможность продолжать перекредитовываться накоротке. В конце концов, вполне вероятно, что ставки снизятся в течении нескольких лет, и Ваш убыток рассосется. Однако кредиторы посмотрят Ваш баланс уже сегодня и увидят там дырку. И после этого прекратят Вас кредитовать. И чтобы исполнить свои обязательства, Вам таки придется распродать эти гребаные облигации сегодня, по рыночной цене, и тогда Ваш «бумажный» убыток станет реальным. Вам не хватит денег, чтобы исполнить обязательства, и Вы обанкротитесь.
Из приятного: кто-то ведь купит сегодня у Вас эти облигации за 80 р., а года через 2 продаст за 100 р., заработав (100-80)/80/2*100=12,5% годовых, тогда как ставка по долларам 3-5% годовых :))
Конечно, есть еще куча нюансов. Скажем, я упомянул, что обычно короткие деньги стоят дешевле. Но вот как раз сейчас времена необычные, и короткие доллары стоят дороже длинных. Т.е. продолжая свой традиционный бизнес — фондируя длинные активы короткими пассивами — банки будут нести убыток еще и из-за отрицательной разницы в ставках.
Или вот: если у вас на балансе корпоративные облигации, то их ликвидность ниже, чем у государственных, а значит, их рыночная цена будет иметь больший дисконт от номинала.
Или так: «бумажный» убыток от обесценения облигаций приводит к реальному ухудшению ваших нормативов ликвидности, поскольку при их расчете принимается рыночная цена активов. Чтобы поправить нормативы, вам нужно что-то продать и либо недополучить доход либо зафиксировать убыток.
Но в целом суть такая.