Что посмотреть в Красноармейске
annastorm — 19.11.2020Вчера по тв увидела грустную новость о большом пожаре в Красноармейске. И тут я поняла, что это как раз тот самый дом по адресу Заречный тупик 4, в который еще этим летом я заходила с парой любопытных девчонок, которые снимали ролик для ютюба. Поэтому сегодня погуляем по Красноармейску.
Фото от 20.07.2020 года. День был жаркий и на горизонте висела темная туча. Пришлось торопиться.
В городе не так много доступных для просмотра достопримечательностей. При въезде Никольская церковь в Царево, а главной ценностью с архитектурной и исторической точки зрения можно назвать Вознесенскую бумагопрядильную мануфактуру — шикарный памятник Промарту.
Город стоит как бы на отшибе, не является проездным, да и дорога из него в другой не ведет. Самый удобный подъезд с Ярославского шоссе по ЦКАД, но ведь недавно этот участок стал платным. Уж не знаю как это отразится на жителях Красноармейска.
Город зарождался в начале XIX века, сразу после окончания Отечественной войны 1812 года, когда в этих местах основали фабрику братья Лепешкины - выходцы из воровской среды, купцы первой гильдии.
Место для строительства фабрики они выбрали неслучайно - укромное, в стороне от проезжих дорог, вокруг болотистая местность, много дешевой рабочей силы. В 1835 году заработала бумагопрядильная мануфактура купцов Лепешкиных у села Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии. На заработки потянулись крестьяне из всех окрестных деревень. В советское время название было изменено и стало Красноармейская прядильно-ткацкая фабрика им. Красной Армии и Флота (КРАФ).
Вообще город оставил странное ощущение — город контрастов. Очень зеленый, с широкими улицами, деревянные бараки и красно-кирпичные здания XIX века, современные многоэтажки и сталинки. Все вперемешку. На меня вечно косились, видно выглядела чужой, да еще и фотографировала. А вот молодежь удивила вежливостью и любопытством — здоровались, искренне интересовались зачем я снимаю.
Свою прогулку по фабричному городку я начала с улицы Свердлова (бывшая Центральная) — первая улица города Красноармейска. Первое краснокирпичное здание на пути Свердлова, 11 — «Георгиевская» рабочая казарма, названа по имени владельца фабрики Георгия Миндера), построена в 1904-1905 гг. Это здание еще называют «Лондон».
Дом необычной формы, четырехподъездный. Сохранились кованные лестницы и перила.
Дальше ул. Свердлова,5 и 3 служебные здания фабрики склад и администрация. Котика нарисованного видите?
Длинное здание с несколькими подъездами ул.Свердлова,2 это
производственные цеха, построенные в 1840-х годах, которые позднее
переоборудовали в жилые помещения. Вибрация станков стала разрушать
зыбкий грунт около реки и было принято решение о переносе
производства. На самом деле рабочие казармы состоят из нескольких
частей :
- "Андреевская" (ближняя к фабрике часть);
- "Владимирская" (средняя часть);
- "Ивановская" (дальняя от фабрики часть).
Первый этаж со стороны улицы Свердлова был почти подвальным. С пуском в Москве первой линии метро за этим этажом прочно закрепилось прозвище «метро».
На территорию фабрики прохода нет, а жаль. Сейчас часть зданий сдается в аренду, часть разрушена.
А мы сворачиваем к реке Воре. Здесь сохранилась
плотина построенная в 1848 году. С ее
помощью приводились в действие механизмы и машины отбельного цеха.
Плотина также регулирует уровень подводных вод. Дело в том, что
производственные корпуса фабрики были возведены на дубовых сваях,
вбитых в болотистую почву Васильева луга, всего порядка 2 тысяч
штук.
Так что есть опасение, что, если плотина перестанет
функционировать, вся территория фабрики уйдет под воду.
Старое здание фабрикии подстанции № 19
Местный житель ловит рыбу очень оригинальным способом.
И вот мы на улице города с единственным домом — Заречный тупик 4. Ранее в этом здании располагался отбельный цех фабрики, который в середине XIX в. сгорел и в доме разместили рабочих фабрики. Именно он и сгорел на днях.
Левое крыло в удручающем состоянии. Разбиты окна, спилены кованные лестницы. Внутрь далеко заходить не решилась, весь пол ходуном ходил под моим весом. Место тусовочное для местной молодежи.
Второе крыло и центральная часть отремонтированы и заселены.
Я же отправилась смотреть Московские ворота. По дороге рассматривая дома XIX-XX века.
Двухэтажный трёхподъездный жилой дом. Первый этаж кирпичный, второй - деревянный. Построен в 1878 году.
Таунхаусы «Чкалов Club», а дальше «Пестрый дом».
Красно-кирпичное здание по ул.Чкалова, 13 еще не изуродован ремонтом и покраской. Построен в 1925 году. Сохранились кованные перила и дверные ручки.
Дальше еще несколько однотипных домов, правда уже кирпич покрашен.
Ул. Чкалова, 2 — можно в кладке увидеть нивелирную марку треста «Горгеосъемка» Комиссариата Коммунального Хозяйства РСФСР.
Марка нивелирная — пункт нивелирной сети, служащий для закрепления точки, высота которой над уровнем моря определена путём нивелирования. Марка представляет собой литой металлический диск диаметром от 8 до 10 сантиметров, вмонтированный в стену постоянного (обычно каменного) здания или моста. В центре диска расположено отверстие диаметром около 2 мм, которое и определяет положение марки. На марке отливается её номер, а также название организации, проведшей нивелирные работы.
Московские ворота или красные ворота - символ города. С 2005 года эти ворота запечатлены на гербе и флаге города. Построены в 1888 году, но с парадного фасада у ворот другая дата — 1878 год. Хитрость в том, что с двух сторон ворот обозначены два года — начала и окончания реформ на фабрике новыми владельцами. Нарядные главные ворота стали логичным завершением успешных преобразований мануфактуры. До 50-х годов сохранялись ажурные створки, а до 80-х — уникальная кованная решетка. Но все было утрачено безвозвратно.
Вернулась обратно к фабрике по ул. Заречный тупик и прошлась по улице Лермонтова.
Через реку видны немного корпуса КРАФа
Здание по адресу ул.Лермонтова, 5. Изначально здесь
располагалась фабричная баня. Позднее в здании
разместили кузницу, а в XXI в. —
деревообрабатывающий цех. В 2010-х годах был надстроен второй этаж.
Здесь были Банные ворота — один из трех
официальных входов на огороженную территорию фабрики в XIX веке.
Находились около дома №2 по улице Лермонтова. Не
сохранились.
Здесь тоже можно увидеть корпус Новой фабрики КРАФа.
|
</> |