Что посмотреть из старенького?

Так спросил меня один читатель, понимая что сегодня шедевров в стране не снимают. Потому что мы россияния, но уже не Россия.
Сегодня повод вспомнить фильм, который в советские времена потряс меня и многих моих друзей. Мы ходили и второй раз в кинотеатр на этот огромный фильм... И плакали. И катали желваки. И хотели стать вот такими как на экране... Теперь стать таким как герой сериала желания возникнуть не может. И вожделеть главную героиню не мыслимо. Мыслимо врезать ей ремнём по заднице... которой почти и нет.
Рекомендовать фильм, который теперь не идёт ни в одном кинотеатре россиянии, к вашему просмотру на компе или в телевизоре, я не могу. Есть такое кино, когда просто тонешь в экране. А если героиня тонет в болоте с криком Тятенька! ты реально начинаешь тонуть вместе с ней.
Так про какой фильм я говорю? Вчера был день рождения Андрона Кончаловского. Именно Андрона, как при крещении был назван он.
Дата не круглая, ну и пусть. Пару слов о «Сибириаде». Тогда, в самом начале 80-х, как-то не особенно приняла её интеллигенция. Вот, зациклилась на «обкомовских» эпизодах, и хоть тресни. Хотя в Каннах он взял Гран-при! А я зациклился даже не на роскошной тогда груди Натальи Андрейченко, а на эпической длинной сцене огромного пожара на скважине.


Потому что в воздухе уже витала предчувствие скорого уже страшного вселенского пожара моей России. И меня изумляло — как автор понял, что сжигая партаппарат, мы с азартом и сожжём саму Россию. И будем жить в полуболотной пустоши современного олигархического и бездушного капитализма. Который 30 лет своей власти отметил знатно: огромной кучей говна на набережной в центре столицы. Я же и говорю, что Кагал обожает символы и памятные ИМ даты. А нам — 8 марта и 23 февраля именно в памятные ИМ даты.
«Сибириада» была боль сердца моего. Потому что сначала партаппаратчики положил фильм на полку, потому что Андрон женился на американке и в 1981 году уехал в Америку, где снял с десяток хороших фильмов. Но самое интересное — после Перестройки Спецхран именно для этого фильма оставался закрытым. Потому что кагал чуял — там русский дух, там Русью пахнет. Работал чётко по запаху оккупационный режим.
И вот однажды его показали по телевизору.
Я и хотел-то минут 10 посмотреть. У меня дел было невпроворот.
Но уселся, и высмотрел, рыдая, все 4 полновесные серии. Чуть с кулаками на телик не бросаясь во время рекламы.
И что поразительно: многие как и я сидели. Смотрели. Рыдали точно так же как я, и точно так же как я спрашивали друг друга: куда, куда делось это чудо – наш великий, наш гениальный кинематограф?
Куда делись эти отношения актеров на экране? Куда делось это умение между взглядами, почти без слов, рассказать столько, что ум и сердце с трудом вмещали.
Я всю эту историю сейчас рассказала лишь для того, чтоб напомнить: художник не бывает «велик в прошлом».
Он велик, пока остаются великими его фильмы, картины, книги.
Но Андрону нынче 84, и я решил напомнить себе и всем о том, что он – великий. А «Сибириада» одна из вершин русского Кино.

Я — баловень чей-то, и не остается оружья
ума, когда в дар принимаю
твой дар драгоценный.
Входи, моя радость.
Ну, что же ты медлишь, Андрюша,
в прихожей,
как будто в последних потемках за сценой?
Белла Ахмадулина (1937 - 2010)
|
</> |