Что означает переход западноевропейского экзархата Фанара в РПЦ
andreyvadjra — 27.09.2019
Итак, предстоятель Архиепископии православных русских
церквей в Западной Европе архиеп. Иоанн (Ренето) перешёл в
Московский патриархат. Случилось это после того, как большинство
делегатов Генеральной Ассамблеи западноевропейской архиепископии
проголосовали за её возвращение из Экуменического (т.н.
Константинопольского) патриархата в лоно Русской церкви. А это, в
свою очередь произошло после того, как стамбульский патриарх
Варфоломей данную архиепископию… распустил. При этом, не уведомив
предварительно даже её предстоятеля.
Объявил он о роспуске на том самом заседании синода Экуменического
патриархата 27-29 ноября 2018 г., на
котором был принят… устав будущей «СЦУ» (да-да, устав «незалежной
церквы козацькой нации» писался в Стамбуле). И вот что мы
предрекали
тогда, перечисляя полезные последствия от упразднения
русского европейского экзархата Экуменического
патриархата:
1. Русские общины Экуменического патриархата убедились
– к ним в Стамбуле относятся как к третьему сорту христиан, что
придаст дополнительный импульс к переходу в РПЦЗ.
2. Украинские дурни увидят, чего стоит томос
Стамбульского папы: захотел дал – захотел отобрал. Причем, даже не
поставив экзарха в известность! (Хотя им это, конечно, в плане
вразумления не поможет.)
Отчасти, впрочем, помогло – тем, что остался с
Денисенкой в т.н. «Киевском патриархате», блюдя «незалежность, как
от Москвы, так и от Стамбула».
Но что же это за Западноевропейская архиепископия
(далее – Архиепископия), и как она может переходить в Московский
патриархат, будучи ещё в прошлом году
«ликвидированной»?
Верность и
метания
Во время Гражданской войны Временное высшее церковное
управление на Юго-Востоке России назначило управляющим русскими
приходами в Западной Европе (образованными потоком эмигрантов)
архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия. Назначение
подтвердил патриарх Московский Тихон.
В отличие от провозглашённой в 1927 г. РПЦ (Зарубежом),
которая откололась от РПЦ в знак протеста против декларации
патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия о поддержке
Советской власти, «евлогианцы» ещё три года держались в составе
Московского патриархата. Хотя и сами были неудобны ему, и без того
гонимому большевиками. Это не могло не отражаться на отношениях
между патриархией и Архиепископией, и в 1930 г. владыка Евлогий
обратился с ходатайством к Константинопольскому патриарху о
переходе в его юрисдикцию.
На следующий год патриарх Фотий II объединил русские
приходы во «временно единую особую
экзархию Святейшего патриаршего Экуменического престола на
территории Европы» (выделено мной, – Д.С.). В приходах «временного
экзархата» наряду с Константинопольским Патриархом поминались
местоблюститель Московского патриаршего престола и «всё епископство
православное Церкви Российской».
И вот в 2018 г., в преддверии наделения Украины –
канонической территории Московского патриархата – «автокефалией»,
преемник Фотия Варфоломей упразднил Архиепископию. Очевидно – для
того, чтобы обезопасить себя от возможного «симметричного ответа»
РПЦ в отношении своей бывшей структуры, сохраняющей с ней духовную
и культурную связь. Более того, за девять десятилетий
Архиепископия, помнящая о временном характере своего отрыва от РПЦ,
несколько раз оказывались в шаге от воссоединения с Московским
патриархатом. А владыка Евлогий в 1945 г. даже лично
вернулся.
Впрочем, как и архиеп. Иоанн в 2019-м. Пока
лично.
Первый шаг. Не последний ли?
Толчком к решению архиеп. Иоанна послужило, скорее,
упразднение Архиепископии (и как следствие, лишение его должности),
нежели вопиющее попрание Варфоломеем канонов. Ведь буквально за
день до собственного «упразднения» Фанаром владыка Иоанн
критиковал
(пусть и в крайне дипломатичной форме) решение РПЦ о разрыве
евхаристического общения с Экуменическим патриархатом (тут, правда,
следует помнить, что Архиепископия входит в состав Галльской
митрополии, чей предстоятель Эммануэль является одним из
непосредственных творцов «СЦУ»).
Непосредственный начальник архиеп. Иоанна митр. Галльский курирует «Объединительный собор СЦУ»
Уже 2 декабря Совет Архиепископии заявил, что
русские приходы верны архиеп. Иоанну и продолжают хранить свою
русскую тождественность.
В январе 2019 г. русская архиепископия
напомнила
Варфоломею, что поскольку была учреждена еще до ее приема в
Константинопольский патриархат, то и «отменить» ее в одностороннем
порядке Стамбул не может.
23 февраля 2019 года в Париже на общем собрании
архиепископии 191 человек из 206 проголосовал против роспуска
структуры. В собрании приняло участие всё духовенство архиепископии
и миряне – делегаты общин.
Тем не менее, в конце августа Варфоломей
выписал
архиеп. Иоанну отпускную грамоту (т.е. «уволил по
собственному желанию»). И вновь – в нарушение канонов и здравого
смысла. Поскольку никакой отпускной грамоты владыка Иоанн не
просил.
Предстоятелем русских западноевропейских приходов
Варфоломей назначил
Эммануэля Галльского.
В ответ на эти деяния архиепископ Иоанн выступил
с открытым
письмом, в котором пояснил фанариотам:
«Наша архиепископия…
подпадает под закон от 9 декабря 1905 г. о религиозных
объединениях… который не предусматривают, что духовный авторитет,
которому оказывается каноническое послушание, может вмешиваться во
внутренние дела религиозного объединения». Также он напомнил,
что по уставу Архиепископии переизбирать предстоятеля русских
приходов в Западной Европе можно только в том случае, «если прежний совершенно не в состоянии
осуществлять свое служение или умер». Да и по гражданскому
французскому законодательству, «ни [Константинопольский] патриархат, ни [Галльская]
митрополия не могут принять
решение о роспуске Епархиального правления Союза русских
православных объединений в Западной Европе».
7 сентября 2019 года в соборе Александра Невского в
Париже состоялось заседание внеочередной Генеральной Ассамблеи
архиепископии православных русских церквей в Западной
Европе.
На голосование был вынесен лишь один
вопрос…
Полностью читать ЗДЕСЬ