Что мы будем есть в будущем. И что ели в Германии в прошлом
homaaxel — 05.07.2023 До середины 20 века обитатели Европы в среднем 2-3 раза в жизни переживали голод. Сейчас создается в 3 раза больше продуктов питания, чем в 1950 г. Во многом это стало возможно благодаря использованию искусственных удобрений и ядохимикатов.К 2050 г. ожидается, что на Земле будет жить 10 млрд. людей. Чем больше людей, тем выше потребление мяса. Ожидается, что к 2050 г. по сравнению с 2005 г. потребление мяса увеличится на 80%. Сейчас ради новых площадей для выращивания и кормления скота продолжают вырубаться тропические леса. Но насколько нам нужен именно животный белок?
Питание - это очень личная тема. Выбор продуктов питания зависит от воспоминаний детства, от удовольствия, от традиций, от ощущения личной свободы (Я могу себе это позволить).
В каждый период 20 века у людей в Германии были разные возможности питания:
- в 1900 г. в основном ели картофель, молочный суп, овощи со своего огорода. Мясо было дорогим продуктом, его ели только по воскресеньям и праздникам.
- в начале 20 в., когда у Германии появился межконтинентальный флот, появилась возможность поставлять колониальные продукты: апельсины, бананы, виноград, помидоры.
- в 1916 г. во время Первой мировой англичане объявили морскую блокаду Германии и таким образом прервалась цепочка поставок многих продуктов и товаров, в том числе чилийской селитры, необходимой для производства азотистых удобрений, и колониальных продуктов.
- в 1933 г. национал-социалисты объявили бойкот "ненемецким" фруктам.
- с начала Второй мировой и до 1949 г. в Германии действовали карточки на питание. Основными продуктами были хлеб и картофель.
- с 1933 п 1939 г. в Германии был дефицит жиров животного и растительного происхождения. Они требовались не только для людей, но и в качестве корма для животных. В 1937 году 90% потребности в промышленных жирах покрывалось за счет импорта, в 1939 г. - 43%. В 1933 г. был введен налог на жир, который удвоил цену на маргарин (его покупали бедные люди, он стоил в 3 раза дешевле сливочного масла). С помощью цен и пропаганды поощряли потребление хлеба, картофеля, на хлеб предлагали намазывать джем вместо сливочного масла, тушеное мясо ради экономии животного жира рекомендовали готовить только по воскресеньям. Немецкий китобойный флот не мог покрыть потребность страны в жирах, поэтому с началом Второй мировой его работа остановилась.
Для ликвидации "Дефицита жиров" было необходимо увеличить посевные площади масличных культур (рапс, лен), развить молочное животноводство и откорм свиней, сократить потребление жира. Кроме того, стремились восстанавливать жир и получать синтетические продукты, особенно для промышленных целей. На самом деле, несмотря на многочисленные регулирующие меры, существенно повысить самообеспеченность жиром и закрыть дефицит не удалось.
Импорт сливочного масла с 1929 по 1933 г. сократился вдвое. Личные хозяйства были обязаны сдавать всё молоко, им запрещалось делать масло для личных целей. В 1935 г., когда в отчетах стали сообщать о длинных очередях в берлинские магазины за сливочным маслом, на него ввели талоны, чтобы избежать крупных покупок в одни руки ("хомячьих закупок") и спекуляций.
- 1950 г. - "Волна еды" или "Продовольственная волна". Майонез и сливочный крем для тортов и пирожных стал символом успешной, богатой жизни. Для производства сливочного крема требовалось не менее 20% сливочного масла. Если крем делали из маргарина, его называли не "сливочный", а "жирный крем". И если во Франции он был известен достаточно давно, то в Германии он стал использоваться только с конца 19 в., а более широко - с 1912 г.
Один из традиционных немецких тортов со сливочным кремом - Франкфуртский венец.
После тяжелого раннего послевоенного периода и травмирующих переживаний голода еда стала для многих любимым времяпрепровождением. Для этого было две причины: реальная и номинальная зарплата резко росли, а цены на продовольствие быстро падали. Житель Германии тех лет конечно не был "гурманом", а только покрывал свой отложенный спрос последних лет.
Часть населения Германии быстро обрела избыточный вес и это стало признаком социально-экономического успеха. Быстро росло не только потребление еды, но и одежды, мебели, автомобилей, стало модно ездить в отпуска. Немцы теперь гордились новым качеством жизни.
Иностранные продукты, соусы и специи быстро появились на немецких кухнях. При производстве в продукты стали добавлять кокосовый жир, маргарин, в домах появились кетчуп, ассорти маринованных овощей, острые соусы. Тропические фрукты, которых долго не было, теперь стали особенно популярны. Сгущенное молоко теперь не только добавляли в утренний кофе, но и пили прямо из банки. Это было лакомство, особенно для детей.
Немецкие семьи стали покупать Coca-Cola, это ассоциировалось с принятием американского образа жизни. Для немцев газированный напиток был выражением их недавно завоеванной свободы и радости жизни, как реклама до сих пор предлагает потребителям во всем мире. Для многих "американский образ жизни" был символом освобождения от повседневных забот и невзгод, представлял собой путь к свободе и шаг в современную жизнь
- с 1955 г. начало действовать соглашение между Западной Германией и Италией о временных рабочих, гастарбайтерах. Больше всего их стало въезжать с 1962 г. - их пригласили работать на конвейерах Фольксвагена. Итальянцы привезли с собой любовь к своим продуктам. Так немцы узнали про пиццу, спагетти, равиоли.
Хотя при этом на немецких ресторанах и кафе нередко висели вывески "Вход собакам и итальянцам запрещен". А сами итальянские рабочие жили отдельно от местных жителей в тесных деревянных бараках, по 4 человека на 13 кв. м., расположенных рядом с заводами, или задорого арендовали жилье в неотремонтированных помещениях, предоставленных им средними и малыми компаниями. Закон о минимальных требованиях к жилым помещениям для гастарбайтеров вступил в силу только в 1973 г. Итальянцы были заняты на самых низкоквалифицированных местах, а повышение профессиональной квалификации действовало только для коренных жителей.
- в начале 1970-х в Германии появились киоски, где стали продавать обжаренный картофель, Pommes, с карривюрст, сосиской, приправленной карри. Изначально такой картофель был бельгийским изобретением. Бельгийские рыбаки бросали мелкую рыбешку в масло и обжаривали ее, так было вкуснее и можно было быстро наесться. Улов не всегда был удачный, тогда придумали кидать в горячее масло дольки картофеля, нарезанные в форме рыбок. Потом всё упростили и стали обжаривать в масле просто картофельные палочки или дольки. Причем для обжаривания нужен определенный сорт картофеля, который до сих пор в Германию поставляют из Бельгии. Ежегодно Германия потребляет 330 000 тонн замороженного картофеля для обжаривания, это самый популярный замороженный субпродукт.
Кстати, американцы познакомились с картофелем фри только после Первой мировой, когда вернулись из Бельгии. Т.к. узнали они про это блюдо на французской части страны, то назвали его French Fries. В Англии с 1860-х обжаренные ломтики картофеля, толстые и тонкие, называются Chips. В Германии картофельные палочки, обжаренные в жиру, тоже называют чипсами. Хотя на тарелке будут лежать вполне толстые картофельные палочки.
холестерина (типа ЛПНП) в организме человека, так называемого "плохого холестерина", а также могут повышать риск сердечных заболеваний.
Сакриламид.
- в 1990 г. появился тренд на свежие зеленые салаты, цельнозерновой хлеб, морепродукты. Можно вспомнить, как во времена национал-социализма для цельнозернового хлеба была запущена пропаганда, которая стремилась увеличить потребление такого вида хлеба, чтобы сэкономить на таких дефицитных источниках калорий, как мясо и жир.
Германии, начавшей войну, было важно оставаться независимой от импорта продовольствия. Насаждался образ, что немец должен есть хлеб, должен любить хлеб, что это его национальная идентичность. В лагерях для гитлерюгенда (идеологических молодежных отрядах) половина рациона состояла из цельнозернового хлеба. Считалось, что немец, ариец, чтобы быть сильным, должен есть цельнозерновой хлеб, а пшеничный не делает человека сильнее. После войны немцам надоел цельнозерновой хлеб, и белый хлеб снова стал очень популярен.
- в 2000-х стали модны капучино и кофе с молоком. В 1998 г. во всем мире наступил кризис перепроизводства кофе, цены на кофе упали и были самыми низкими за 50 лет. Чтобы фермеры в бедных странах не разорялись, пытаясь выращивать всё более дешевеющие продукты, была придумана организация "Справедливая торговля", "Fair Trade", которая выплачивала фермерам гарантированную плату, независимую от ценовых колебаний на рынке.
- с 2010 г. в магазинах Германии можно было найти продукты со всего света - из Мексики, Японии, Вьетнама...
- последние годы в стране бурно рекламируются продукты из эрзац-мяса, из сои, гороха, люпина.
На самом деле людей в Германии, которые относят себя к веганам или отказались от продуктов животного происхождения, по сравнению с рынком США не так уж и много. На 2022 г. их 1,58 млн.человек.
Источник - https://de.statista.com/statistik/daten/studie/445155/umfrage/umfrage-in-deutschland-zur-anzahl-der-veganer/.
- в ближайшем будущем нам предлагают питаться едой, которая в том числе состоит из белка перемолотых насекомых: личинок мучного жука, перелетной саранчи, домашнего сверчка.
- в отдаленном будущем нас собираются кормить морским огурцом, морским виноградом и медузами. Там много протеина или минералов. Достаточно только придумать прибыльный способ получения белка в виде пудры и затем с помощью добавок создавать разные влажные и сухие готовые продукты.
Будущее не только за морскими продуктами, но и за выращиванием привычных растений в теплицах, в вертикальной форме, поскольку это позволяет снизить использование воды для полива на 95% и удобрений на 75%, от пестицидов вроде бы даже можно полностью отказаться.
Другая идея - использовать заброшенные индустриальные, ж/д туннели для выращивания грибов, поскольку им нужны достаточно низкая температура, высокая влажность и сумерки.
На данный момент самые популярные зерновые культуры в мире - это пшеница, кукуруза и рис. На них приходится 40% потребляемых всеми людьми калорий. И в этом есть риск, что появится болезнь, которая повлияет на большую часть урожая. Поэтому сейчас стараются "не класть все яйца в одну корзину" и обращают внимание на более стойкие, неприхотливые культуры, например, на киноа, которая дает хороший урожай даже на засушливых, засоленных почвах.
По поводу рыбы. Если в 1990 г. на рынке было представлено всего 18% выращенной искусственно рыбы, то в 2020 г. это было уже 56%. Но рыбу содержат тесно, она часто ранится, заболевает бактериальными кожными инфекциями, паразитами, мы не знаем, чем ее кормят, можем только догадываться в воде какого качества ей приходится выживать. Последние 2 года количество рыбы, выращенной искусственно, больше, чем выловленной в дикой природе.
Сейчас жителям Германии настойчиво предлагают переходить на заменители животных продуктов. Они более дешевые по сравнению с традиционными био-продуктами (как выращивали домашнюю скотину или урожай в огороде наши бабушки и дедушки, максимально натурально, без ядохимикатов).
Те фермеры, которые используют пестициды и прочую химию в полях и садах, собирают более чем на 1/4 урожая больше, чем при традиционном сельском хозяйстве. Это вопрос дешевизны и доступности продуктов питания. Вместе с тем производители моно-культур забывают о био-разнообразии в природе, что ведет к исчезновению разных видов насекомых, птиц и млекопитающих.
Материалы по теме:
- Как создаются современные дешевые продукты питания, в том числе продукты для веганов.
- Фильм "Гипермаркеты, падение империи".
- Про ядохимикаты, запрещенные в Европе, но присутствующие в продуктах, поставляемых в Европу.
- Почему свинина в Германии такая дешевая и когда она начнет дорожать.
- Темная сторона шоколада с орехами и шоколадно-ореховой пасты.
- Про использование пальмового масла в качестве еды и биотоплива.
- Калорийные бомбы и их здоровые альтернативы.
|
</> |