Что меняет Иван Васильевич?

«Каждый раз, подходя к картине — задавайте вопросы!» — говорила мой любимый экскурсовод из Третьяковки.
Сегодня предлагаю внимательно присмотреться к очень известной картине, порассуждать как положение персонажа влияет на эмоциональное восприятие зрителя и ответить на вопрос «Для чего автор расположил фигуру именно так?».
Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897

Высочайшее мастерство художника — способность вовлечь смотрящего в действие, которое разворачивается на полотне. Тогда зритель становится непосредственным участником сюжета. Васнецов в этом умении - гениален!
Размер картины немаленький - высота два с половиной метра. То есть, фигура царя передана практически в натуральную величину. В первый момент, взгляд подходящего к ней зрителя встречается с немигающим, тяжелым взором Грозного, и далее, спускаясь ниже по фигуре в тяжелой шубе, проскользив до блестящего зловещим металлом острого наконечника посоха, останавливается на вышитом зОлотом бархатном сапоге. Таким образом, зритель сам того не осознавая, опускает вниз голову, словно склоняясь и совершая земной поклон перед государем . Для усиления эффекта превосходства, художник располагает фигуру Ставленника Божьего на высоких каменных ступенях — Царь, буквально, снизошел до раб своих. Маленькое окошко слева, в котором внимательный зритель разглядит крыши домов и улицы, с гуляющим по ним народом, и крохотный кусочек неба, показывает всю высоту его величия — правит над всем миром!

Это одна из немногих картин, рядом с которой ощущается «живое» присутствие. Очень гнетущее впечатление, учитывая личность изображенного.
А у вас есть примеры таких «живых» полотен?
#зимниесказки #10картин #искусство #живопись
|
</> |