что же такое - нравственность
rocknsk — 17.05.2012
Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав».
Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и
стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их
синоним.
Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои
поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность
основана на свободной воле, постольку нравственным может быть
только свободное существо. В отличие от морали, которая является
внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом,
нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать
согласно своей совести.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние
греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы
главными из этих добродетелей считали благоразумие,
доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме,
христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с
верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных
ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к
старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не
всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а
те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности,
представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном
выражении, выступают как этические идеалы.
Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения,
ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы
разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в
пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для
него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются
окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре
имеется определенная система общепризнанных нравственных
регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех.
Такие регулятивы являются нормами морали.
Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны,
и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны
между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие
соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой
нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую
он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда
вытекает регулятив: «Быть честным». И наоборот, если человек в силу
своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Быть честным», то
для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь
нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает
ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто
имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть
честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к
нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам
и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали,
этики).
Важнейшей особенностью нравственности является финальность
нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов.
Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на
вопросы, например: «Для чего нужны нравственные ценности?», «Зачем
стремиться к нравственным ценностям?», «Почему человек должен
соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как
признать, что цель, ради которой человек следует нравственным
принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии:
просто следование нравственным принципам — это самоцель, т.е.
высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые хотелось
бы достичь, следуя нравственным принципам. Они не являются
средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.