ЧТО ЖЕ С ТОБОЙ СЛУЧИЛОСЬ, ПРИЯТЕЛЬ?
grid_ua — 18.10.2025
Я уже как-то писал, что для того, чтобы понять художника,
мало тщательнейшим образом ознакомиться с его творением. Тут нужно
детально вникнуть в контексте его жизни и – что немаловажно! – в
мелкоскоп разглядеть саму эту жизнь со всеми её перипетиями. Т.е.
речь идёт о том самом копании в грязном белье, кое так не
нравится многим читателям и комментаторам и ничего положительного,
окромя высказываний в духе «На самого Толстого руку поднял!» и «А
ты кто такой?», не обещает. И тем не менее…Третьего дня, сортируя книги своей электронной библиотеки, открыл я не так давно скачанный 4-томник Андэрсэна – ну и, недолго думая, прочитал первую же попавшуюся на глаза сказку: «Попутчик» (“Reisekammeraten”) называется. Так вот, должен заметить шановному панству, что творчество Хэнса Кристиана Андэрсэна, коего у нас кличут то Гансом Христианом, то Хансом Кристианом Андерсеном, идеально ложится в моё утверждение, ибо, как belles lettres Андэрсэн – на мой непросвещённый вкус! – безнадёжно плох: язык его текстов не только не изящен – он даже не безыскусен (это проза Пушкина безыскусна, лишена пафоса и украшательства, а потому хороша!), но примитивен. Зато психологическое воздействие сказок Хэнса Кристиана необычайно велико.

«Портрет Хэнса Кристиана Андэрсэна (Hans Christian Andersen)». Картина кисти художника Кристиана Эльбрэхта Йенсэна (Christian Albrecht Jensen), 1836 год.
Ещё в далёком детстве, когда я читал его «Огниво», «Дюймовочку», «Дикие лебеди», «Снежную королеву» и, особливо, «Стойкого оловянного солдатика», меня не покидало ощущение даже не глубокого пессимизма писателя – тут как раз всё более-менее: Андэрсэн – знатный оптимист! – но беспросветной, гнетущей депрессии. Да уж, приятель, с таким настроением ты слона не продашь!
И вот в читанной давеча сказке глаза буквально режут эти депрессивные моменты. Вы ведь помните популярный фольклорный сюжет о принцессе и женихах, которых она испытывает, загадывая им различные загадки (вариант: заставляя рассмешить её)? В случае победы – рука принцессы и полцарства в придачу, а поражение оканчивается на плахе.
Пожалуй, одному лишь Андэрсэну пришла в голову мысль не ограничиваться простым напоминанием читателю о бренности бытия, но расписать его в красках. Да ещё и каких [Андерсен Х.К. Собрание сочинений в четырёх томах. Том первый: Сказки и истории. – М.: «Вагриус», 2005. – с. 124]!
«... И король повёл Йоханнеса в сад принцессы (Здесь и далее выделено мной. – Пан Гридь). Какой ужас! На каждом дереве висело по три-четыре королевича, которые сватались к принцессе, но не отгадали её загадок. При каждом порыве ветра кости начинали стучать одна о другую, пугая птиц, которые даже не решались залетать в этот сад. К человеческим костям были подвязаны цветы, а из цветочных горшков скалились черепа. Подходящий сад для такой принцессы...».
И это – замечу я особо – эпоха романтизма в литературе!!! Читая такое, понимаешь, что психиатр тут, возможно, окажется лишним, а вот покопаться в биографии писателя, дабы понять, что это было, не мешало бы…
Больше интересного – тут.
|
|
</> |
Как сделать день рождения незабываемым: идеи и советы
И снова работа над ошибками ))
Плач бумеров в таксофоне
Осенним утром в Кокошкино
Из Сокольников к Бахрушинскому приюту
Осенние кружочки
Кургинян рассказал, какой вопрос обсуждается в высшей мировой элите
Кто готовился к голоду в 2023

