Чтиво номер 38: Алексей Иванов, Елена Колина, Татьяна Толстая, Терри Пратчетт
sova_f — 22.10.2013
Алексей Иванов, «Блуда и МУДО». Давно не получала такого
удовольствия. Сюжет и интрига – невозможно оторваться; отличный
язык (включая отменные образчики матерного), тонкий, не кричащий о
себе юмор. А смысл гораздо больше и шире, чем предполагает
эпатажное название. Упоительны фрагменты про «друидов» и «упырей»
(нет-нет, не фэнтази); воспитание упырей – вообще педагогическая
поэма. И аллюзия на «Мертвые души» хороша. «Чичить сертификаты»! Да
вообще, я наслаждалась стилем на каждом слове. Вот, просто первое
попавшееся.
«В прихожей к Моржову и Дианке кинулся косматый
белый кот, напоминающий грязную хризантему. Моржов нагнулся и
поднял кота под мышки, посмотрел ему в морду. Кот ответил
влюблённым взглядом и, продолжая висеть, затарахтел, как трактор. –
Уважаю зверей, – сказал Моржов, опуская кота. – Как его по
имени-отчеству?» Из недостатков назову два: 1) перебор
аббревиатур, из которых только ПМ (пиксельное мышление) показалась
мне жизненной (и исключительно полезной!) и 2) занятие
героя-любовника: не видно, что он художник, только словами
обозначено. В остальном, конечно – герой, правильно Щекин говорит.
А что получается из этого геройства... Вот две статьи (
1,
2), пытающиеся разобраться в том, что хотел
изобразить автор и что у него получилось. Отнюдь не со всем
написанным соглашусь, но оба критика копают глубоко и Моржова
трактуют всерьез. Только не верьте Данилкину про «порнографа,
пришедшего на смену географу»: никакой порнографии в романе нет, а
география как раз живет и здравствует. Но рекомендовать роман буду
с большой осторожностью. Понятно, что если «Географ» не понравился
– то «Блуда» тем более. Но и поклонникам «Географа», думаю,
понравится не всем. Мои восторги, должно быть, тоже забавно
выглядят со стороны: алкоголик, бабник – кто следующий?
Елена Колина, «Сага о бедных Гольдманах». Славная игра слов
в названии романа (по смыслу должно быть «Сага о
Бедных-Гольдманах») и в имени героини («бедная Лиза»). Героиня
получилась очень живая, сочувствие вызывает попеременно с
приступами тошноты (второго гораздо больше, но есть же и первое).
Остальные герои попроще и посхематичней, но типажи яркие и
правдоподобные, психологической тонкости автору не занимать, детали
советского быта разных эпох выписаны живо и тщательно (лично я
таких путешествий во времени большой любитель). Чем больше читаю (в
данном случае – слушаю) Колину, тем больше она мне нравится. От
«Дневника новой русской» через «Питерскую принцессу» и до этой вот
саги – все лучше и лучше. За исключением «Дневника Кати К.»,
который то ли неудача, то ли просто другой жанр.
Татьяна Толстая, «Легкие миры». Не прошло и двенадцати лет –
гм – как мы имеем счастье читать первое после «Кыси» художественное
произведение Толстой. К сожалению, не роман, а что-то среднее между
рассказом, повестью и эссе. Отличная проза! Такую бы половником, а
мне по чайной ложечке скармливают. Жалко! Писатель от Бога, а
занимается херней всякой, прости господи.
Терри Пратчетт «Ведьмы за границей» (а то чего это одни
русские). Я боялась очередной книжки про ведьм, поскольку
предыдущая («Вещие сестрички») понравилась меньше других романов
Пратчетта. А эта оказалась – чудо, и начитана прекрасно. Очень
смешно и остроумно, одна из самых смешных (читанных мною) книг
Пратчетта. Но серию про стражников все равно больше люблю, там прям
душа сворачивается и разворачивается, а здесь только ум. Кстати,
когда мне надо понять, какого Пратчетта читать, а какого не стоит,
я так запросто иду к
burrru и он мне все четко
разъясняет,
вот как здесь. Спасибо, Саша, я
еще приду за советами.