Чтение в субботу – китайский призрак ленинизма.
antinormanist — 12.10.2024 Теги: Си ЦзиньпинИз аннотации:
"Рассматривая внутреннюю политику, политэкономию и внешнюю политику Китая, Радд характеризует идеологическое видение мира Си Цзиньпином как «марксистско-ленинский национализм». По мнению Радда, ленинская концепция Си привела к тому, что партия и китайская политика стали более левыми по сравнению с его предшественниками. Кроме того, его марксизм также уводит китайское экономическое мышление влево - в более решительном направлении и в сторону от исторического динамизма частного сектора. Однако китайский национализм при Си сдвинулся гораздо дальше вправо - в сторону более жесткого внешнеполитического видения Китая и новой решимости изменить международный статус-кво. Мировоззрение Си является комплексным, где его национальное идеологическое видение будущего Китая в конечном итоге неотделимо от его взглядов на положение Китая в регионе и мире. Эти изменения в мировоззрении также отражаются в более широкой реабилитации Си концепции «борьбы» как легитимной концепции для проведения как внутренней, так и внешней политики Китая - борьбы, которая не обязательно всегда должна быть мирной.
Наконец, идеологическое мировоззрение Си также демонстрирует новый уровень националистической уверенности в будущем Китая, основанной на исторических и цивилизационных преимуществах Китая, но подкрепленной марксистско-ленинской концепцией исторического детерминизма и верой в то, что исторические потоки теперь твердо на стороне Китая."
Из предисловия:
"Моя главная цель - понять, во что и почему Си верит на самом деле, а не спорить о том, прав он или нет. Начало мудрости в политике и международных отношениях - понять, что думает другая сторона, и описать это точно и эффективно. И это можно сделать без ущерба для собственных ценностей и взглядов.
Аргументы, изложенные в этой книге, неизбежно вызовут критику со стороны различных кругов западной академии. Тезис книги заключается в том, что Си начал интегрированную идеологическую кампанию того, что я называю «марксистским национализмом»: китайская политика - левая ленинская, китайская экономика - левая марксистская, а китайская внешняя политика - правая националистическая. Некоторым это покажется спорным, потому что, на первый взгляд, интуитивно невозможно, чтобы коммунистическая партия одновременно двигалась и влево, и вправо. Мой ответ заключается в том, что я просто пошел туда, куда меня привели факты, как бы это ни противоречило традиционным академическим систематизациям. И я считаю, что для китаеведов важно представить свои доказательства в форме, удобной для политиков, пытающихся понять смысл феномена Си Цзиньпина, а не похоронить их в невразумительной лавине «китайщины».
Скорее всего, книга будет подвергнута гораздо большей критике со стороны самой коммунистической партии. Многие элементы моего анализа могут стать неприятным чтением, в том числе для личных друзей в КПК. Рискуя сжечь некоторые из этих мостов, бремя академического исследования состоит в том, чтобы называть лопату лопатой. Я всю жизнь изучаю Китай, его народ и его цивилизацию. Я восхищаюсь многими национальными достижениями Китая, как в классические, так и в современные времена, в том числе после 1949 года. Но эти факты не могут помешать мне бросить вызов политической ортодоксии КПК, и никогда не мешали. Партия вряд ли одобрит любой анализ, который покажет, что Си увел партию и экономику «влево», потому что, по их мнению, это означает, что Си повторяет ошибки Мао. Они также не будут приветствовать любой вывод о том, что изменения во внешней политике Си отражают переход к националистическим и ревизионистским правым в его более широком идеологическом дискурсе, потому что обычно они оставляют такие термины для своих крайне правых оппонентов…"
|
</> |