Чтение перед сном

И мне пришло в голову (обожаю составление всякого рода спиской и каталогов) набросать список рассказов, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Я не стал ограничиваться скараментальной десяткой, потому что жизнь не любит круглых чисел и получится полуложь, а это неинтересно, врать при составлении списка личных предпочтений.
Итак.
Х.Эллисон «Гитлер рисовал розы». Один из сильнейших рассказов одного из лучших рассказчиков ХХ века, совершенно неспособного писать романы. Этот рассказ даже сильнее, чем его же шедевры «Попробуй тупым ножом» и «Кроатоан».
Дж.Сэлинджер «Для Эсме, с любовью и скверной». Тут мог бы быть и «Хороший день для банановой сельди», но, если честно, «Эсме» произвела на меня большее впечатление.
Дж.Баллард «Джоконда в полумраке полудня». Конечно, все рассказы этого мастера одного уровня, у него просто нет слабых рассказов. Кто-то скажет, что «Сумеречная зона» и «Утонувший великан» ещё мощнее. Может, и так.
И.Бабель «Ди Грассо». Невероятно красивый и глубокий рассказ о соотношении жизни и искусства. Разумеется, «Мой первый гонорар» этому рассказу не уступает ни в глубине ни в ясности, но в «Ди Грассо» есть опера.
Курт Воннегут «Долгая прогулка навсегда»
Акутагава Рюноске «Нанкинский Христос». Шокирующее воздействие этого рассказа сравнимо с воздействием самого прозрачного чань-буддийского коана, но при этом новелла остаётся интеллектуальной рефлексией над феноменом веры и безупречно выстроенным повествованием.
Рей Бредбери «Калейдоскоп». Воплощённая меланхолия момента умирания. Не знаю, пережил ли Бредбери ситуацию погружения в небытие, но он смог проникнуть в самую суть долгого прощания с жизнью. Олеша в «Лиомпе» приблизился к описанию этого момента, но у него, к сожалению, эффект смазан дидактикой. До спокойного холода этого рассказа он не дотянулся. Хотя был близко, очень близко.
Станислав Лем «Два молодых человека». Тут дополнительных комментариев не надо – внятный, самый внятный из возможных ответов на вопрос «Что значит «любить родину»?» Вот это и значит, вот это и есть счастливая любовь к своей родине, к своему миру....И он, так прочно прикованный к Земле, глядя на громадную трещину ее старой коры, улыбнулся, чувствуя, как быстро пульсирует в нем кровь.
Кир Булычев «Снегурочка». Если Игорь Всеволодович Можейко будет нуждаться в оправдании своего существования в мире, ему достаточно показать этот рассказ.
И самое сильное, что я читал в своей жизни – Норман Мейлер, «Самый короткий роман на свете», новелла из пяти предложений. На самом деле, это, конечно, роман, а не новелла. Но пусть будет так.
Как ни странно, из коротких повестей у меня не набралось даже десятка.
Ч. Диккенс «Роман, сочинённый во время каникул»
Г. Джеймс «Поворот винта»
В. Маканин «Где сходилось небо с холмами»
Дж. Конрад «Сердце Тьмы»
А. Н. Толстой «Детство Никиты»
Ст. Лем «Маска»
PS. Это не есть список лучших рассказов на свете, как подумали некоторые комментаторы, это всего лишь рассказы, которые произвели на меня сильнейшее впечатление. Оглушающее. Самое сильное. Спасибо, кстати, за напоминание о Кортасаре - его рассказ "Место, называемое Киндберг" должен занять место рядом с Акутагавой Рюноске и Воннегутом: чистота, ясность и отчаяние, выраженные в максимально сжатой форме.
PPS. Странно, что я забыл упомянуть один из самых своих любимых рассказов - Эрнест Хэмингуэй "Короткое счастье Френсиса Макомбера".
|
</> |