Читаю вот...

топ 100 блогов serge-le12.02.2025

1. Вселенскость = всеимперскость (а мне некоторые не верили)

«Отождествив Римский мир, охватывающий все границы Вселенной, с Кафолической Церковью, он [св. император Константин] пришёл к следующему выводу: коль скоро учение Ария посягает на первоосновы христианства, то и решать догматический спор должна вся Церковь. Неважно, что Запад оказался не чувствительным арианству, пусть Рим и епископы всех остальных провинций Империи выскажутся по этому поводу. Иными словами, для решения спорного вопроса нужно созвать Вселенский Собор. (..) Можно сказать, что с созывом первого Вселенского Собора для всех впервые зримо возникла Кафолическая Церковь. И ранее церковные общины поддерживали видимое общение (а не только евхаристическое) друг с другом, но никогда до 325 г. не было формы, в которой могло бы выразиться общецерковное сознание. Никея была как бы вторым рождением Церкви (…) Следует прямо сказать, что вселенская форма всеимперского и соборного обсуждения спорных вопросов, волнующих Церковь, является детищем императорской власти. Конечно, и до 325 г. соборная форма выяснения Истины не была чужда Церкви: достаточно вспомнить первый из известных нам соборов – Иерусалимский 49 г. (по другим источникам, 51 г.) с участием св. апостолов. Но никогда до св. и равноапостольного Константина Великого соборное обсуждение вопросов не принимало вселенские черты (…). Важно то, что именно царь повелел собраться епископам в Никее в 325 г. и принять решение по самому злободневному догматическому вопросу тех дней. Без его воли, помимо императора, такое событие было бы принципиально невозможным (…) В результате «оформилось всеимперское, вселенское, для всех обязательное решение Церкви, и ещё сверх того государственнообязательное повеление верховной императорской власти. Такой формальной полновесности решения богословского вопроса и вероопределения до сих пор ещё не было в практике и действительности жизни церковной»

2. Св. Константин Великий против св. Афанасия Великого и св. Антония Великого (батлы между святыми, увы, не редкость).

«Кроме того, император очень не любил ригоризма отдельных ревнителей веры, и когда ещё на Соборе один из православных епископов отказался принять в церковное общение падшего собрата, он сказал: »Возьми, Алексей, лестницу и взойди один на небо» (...) Девизом императора было: «Кто не против нас, тот с нами», девиз лидеров православной партии: «Кто не с нами, тот против нас» (...) Первой жертвой взаимного непонимания царя и защитников Никеи стал св. Афанасий Великий, наотрез отказавшийся принять в церковное общение Ария и его единомышленников, поскольку те были осуждены как еретики. Полагают также – и, возможно, не без оснований, – что психологически св. Афанасий не нравился св. Константину. Жёсткий в своём следовании Православию, бескомпромиссный боец не мог импонировать василевсу, главной мечтой которого было единение церковного мира. Уже не ариане, а св. Афанасий и его сторонники выглядели в глазах императора угрозой церковному единству. Вслед за этим, естественно, последовали репрессии уже к никейской партии, имевшие целью наглядно показать, что определениям самодержца, направленным на защиту истины, противиться не должно (…) Когда св. Афанасия, бывшего в то время Александрийским епископом, обвинили в нарушении церковной дисциплины, царь привычно повелел организовать собор в Тире, который и состоялся в 335 г. Святой Константин поручал епископам устроить дорогой его сердцу церковный мир, но в данном случае первоначальные условия не совпадали с пожеланиями императора. Хотя св. Афанасий Великий прибыл в сопровождении 50 египетских епископов, комит – представитель царя на Соборе лишил их права голоса, тем самым недвусмысленно подчеркнув положение Святителя как обвиняемого . Враги св. Афанасия, мелитиане, собравшиеся здесь во множестве, быстро довели своё дело до конца. Святитель Афанасий не стал дожидаться ареста и покинул город, что ему тут же вменилось в вину. На его защиту стал преподобный Антоний – великий египетский пустынножитель, обратившийся с соответствующей просьбой к императору. Но тот отвечал, что не в состоянии поверить, будто такой многочисленный Собор епископов мог ошибиться и осудить невиновного».

А.М. Величко, «История Византийских императоров. От Константина Великого до Анастасия I», Том I

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Для тех кто захочет больше "весеннего воздуха" на фото - смело жмите курсором на картинку и "там" далее выберете нужное разрешение для комфортного просмотра) ...
http://sceptic-ratio.narod.ru/fi/kritika-TO-1.htmОБРАЩЕНИЕУважаемые коллеги!Несмотря на достигнутый в ...
1. Налейте в ладони немного масла, разотрите и смажьте касторовым маслом волосы. Такой способ достаточно применять один раз в неделю, и уже через месяц вы будете приятно удивлены тем, как шикарно выглядят ваши волосы. 2. Маска для волос с касторовым маслом и кефиром. Чашку с ...
Знаете, что отличает россиян от жителей других стран? Мы всегда чем-то недовольны. Даже сейчас, когда весь мир находится в «режиме ожидания», старается принять новые правила и жить по ним, наши предпочитают тешить себя иллюзиями, мол, раньше было лучше. Да, теперь кажется, до пандемии мы ...
Завтра исполняется 25 лет международной базе данных по всем фильмам планеты. Или, если коротко, IMDb.com . Это, если кто подзабыл, папка КиноПоиска и, в свете событий недельной давности, запасная площадка на случай окончательного блэкаута последнего. Так вот. По случаю столь вп ...