Читаю теперь "Преступление и наказание"

Это подлинная жемчужина мировой литературы, без всяких сомнений и "но": необыкновенная творческая задача выполнена с блестящим мастерством.
Композиция романа безупречна и при видимой обыкновенной линейности сюжета раскрывает внутреннее движение событий в оригинальной и очень динамичной последовательности, - читатель постоянно заинтригован, на каждой странице. Мне было даже жаль, что я слишком знаю историю, и не могу, как впервые, открывать для себя так постепенно новое объяснение поступка Раскольникова - потому что мы только к концу второй части узнаем, что он не из сумасшествия убил, а по идейному соображению. С другой стороны, не знай я всего, я, можт быть, меньше оценила бы события до и после убийства, просто меньше бы обратила внимания на то, как Раскольников буквально за волосы тащит себя на "свершение", а все человеческое сопротивляется в нем; и как после словно вырастает стена между ним и всем человечеством - это изумительно как расцвечено деталями, расположенными с большим умением.
Вообще, и стилистически "Преступление и наказание" кажется самой отточенной работой у Достоевского. Каждый персонаж говорит здесь так особо, что вроде даже и нет нужды в пояснении, кто выступает.
Система же персонажей в романе замечательно стройная, это какая-то математически выверенная конструкция, где каждый является одновременно и повторением другого, и противопоставлением: Разумихин с Раскольниковым, Дуня с Соней, Лужин со Свидригайловым, Раскольников с Лужиным - и так каждый с каждым, замыкаясь в свой круг.
В этот раз все персонажи представились мне словно бы участниками некоей классической пьесы - каждый в своем амплуа и чуть ли не с говорящими фамилиями, как у Фонвизина. Совершенно цельными, точно из одного куска выточенными. Только у Фонвизина Правдин - он Правдин и есть, а у Достоевского сладость Мармеладова водочной горечью пропитана. Ну давайте, найдите еще кого-нибудь, кто сумел так точно, с такой безысходностью и надеждой изобразить сплав высоты и подлости в человеке... И кстати, вот где вскрывается капитальный разлом между Достоевским и Толстым: последний много чего умел, не умел только милосердным быть, все в обличители скатывался.
А милосердие, по Достоевскому, не в том, чтобы простить преступление, а в том, чтобы помочь снести наказание, - и это очень актуальная на сегодня мысль. Сегодня, когда нам разъедает мозги плесень псевдотолерантности, требующей принимать человека "таким, какой он есть", хвалить ребенка без всякого повода, а то захиреет, любить проститутку за то, что она проститутка (надо же уважать "выбор"), а указанного (тут уж непременно "указанного") ворюгу или убийцу "понимать" и оправдывать (а другого, "неуказанного" - ни в коем случае!). Достоевский всю эту хрень разбивает вдребезги. Он демонстрирует вершину человечности и подлинную толерантность: "Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет". Никто, ни один человек другого не лучше, но узаконить мерзость, признать право человека на мерзость в ложном устремлении таким образом от мерзости избавиться - тупиковый путь. Преступление существует, и мерзость существует, и нельзя отводить глаза, придумывать другие названия, оправдываться прогрессом и социальным переустройством. Достоевский актуален, как никогда.
Включение "Преступления и наказания" в школьную программу - решение, безусловно, взвешенное. Очень многое может объяснить детям толковый учитель при помощи этого романа.
|
</> |