Читая Глуховского. "Сумерки".
alexiy70 — 28.07.2022 Дмитрий Глуховский - весьма плодовитый писатель. Известен в первую очередь пост-ап циклом "Метро", породившем неисчеслимое количество продолжений, подражаний и фанфиков. Действительно, явление в русскоязычной литературе. Предчувствуя, что становится заложником собственного литературного детища, Глуховский постарался "сменить пластинку".Вслед за "Миллениумом", в 2012-м подкрадывался очередной "Конец Света". Самое время было выдать в печать нечто эдакое... (В 2010-м книга даже переиздавалась как "Сумерки 2012")
Увы, "Сумеркам", второму роману автора, не смотря на всю его своеобразность, так и не удалось приблизиться к успеху "первенца"... Поэтому, Глуховский вновь вернулся к благодатной теме МЕТРО-строя.
Итак, общее впечатление от "Сумерек" можно довольно точно передать процитировав самого автора. "Преднамеренно расставлял среди строк силки, заманивая неосторожного читателя обещаниями грядущих тайн".
Основу сюжета составляет постепенное погружение некоего постоянно рефлексирующего переводчика в древние хроники экспедиции, разыскивающей на Юкатане таинственные предсказания народа майя, перемежающиеся его (переводчика) собственных глюков, пространно-философских рассуждений и неказистого быта.
Когда-то, во тьме веков, майя составили книгу которую читать категорически нельзя, так как это грозит страшными карами как самому читателю, так и человечеству в целом. Приведены неоспоримые симптомы гибели мира. Впрочем, майя могут и ошибаться...
Историческая составляющая, представленная в виде убедительной стилизации под манускрипт времён конкисты, бесспорно удалась. Удалась, на мой взгляд, в такой степени, что заставляет задуматься - а правильно ли выбрал своё амплуа писатель?
В любом случае, читательский интерес поддерживается именно содержанием "хроник". В целом хроники составляют не менее половины оригинального текста.
Вторая же половина, относящаяся к "реалу", стилистически сильно отличается. Излагаются соображения и домыслы героя, от лица которого собственно и идёт рассказ. Параллельно нагнетается и таинственная атмосфера, насыщенная странными, но уже где-то читанными эпизодами, мрачное предчувствие неотвратимого рока. Автор старается нагнать тьмы и попугать, только вот не страшно. Очевидно, нехорошую шутку играет авторское многословие, напрочь убивающее динамику произведения.
Абсолютно предсказуемо, по мере погружения героя в суть манускрипта, сюжет наполняется мраком, приобретая черты фантасмагории. Неумолимо рвётся нить бытия и мир начинает трещать по швам... Грядут знамения. Когда же на сцене, может быть несколько неожиданно, появляется некий престарелый московский аналог Ицамны (верховное божество майямской мифологии), засевший за дверкой с незатейливой табличкой "Бог", то от обещанных автором "грядущих тайн" по сути ничего не остаётся. Такая подделка пелевенщины. Тут бы автору и остановиться, поставив эффектную точку!
Но Глуховский упрямо полез за дверку, попутно корректируя и разрушая сложившийся у читателя образ. И вот мы имеем не гармонирующий финал, притороченный к основному тексту белыми нитками. Не первый раз современные авторы губят собственную задумку неуклюжим или же плохо продуманным эпилогом.
С другой стороны, если копнуть глубже, то в финале читателю явится некая философия жизни и смерти, тот неумолимый факт, что личная Вселенная катастрофически сжимается с возрастом и в конечном итоге погибает вместе с её носителем. Мысль несомненно печальная, но не новая. И тем более никак не имеющая отношения к прогнозам майя. Но как-ы придающая глубину произведению.
Как фантастику или триллер, рекомендовать "Сумерки" не могу.
Может быть будет интересно почитать любителям истории (хотя гораздо полезнее изучать подлинные документы). Или любителям пофилософствовать о Вечном, познакомиться с ещё одной версией солипсизма. Но в этом случае вполне можно ограничиться финальными главами.
|
</> |