Читаем дома

топ 100 блогов anna_gaikalova16.07.2023 Недавно приезжала средняя дочь с детьми: пятнадцатилетней дочерью и шестилетним сыном.
- Мам, - сказала дочь перед приездом, - почитаешь Адександре "Горе от ума"? Им задали на лето. Помнишь, как ты нам читала?"

Как не помнить. Я читала им вслух. Каждый раз кому-то одному, но приходили все, стекались из своих уголков и оставались слушать. Что бы мы ни проходили, это всегда превращалось в действо, в театр одного актера. Собственно, тогда-то и зародилась мысль об "Общей реальности для детей и взрослых". Не прочитать все произведение целиком, а потом разбирать и пытаться рассмотреть то, что осталось от массива, что ум успел схватить, а рассматривать поступательно и по капельке. Такие беседы это как ешь и смакуешь или вдыхаешь и оцениваешь запах, отвлекаешься, чтобы перебить, на кофе и тестируешь другой аромат, или снова пробуешь еду и съедаешь листок имбиря, чтобы отключить реакцию на предыдущий вкус. И только потом, после долгого пути ставишь "общую скобку", ведь только теперь ты знаешь каждого приглашенного в лицо, ты понял, кто был перед тобой, о каждом теперь ты знаешь что-то, чего о нем даже не рассказали. А каков был ужин, удалось ли сосредоточить внимание на каждом блюде, на каждой частичке гарнира, на убранстве тарелок, на их расцветках. А дом, ведь мы были не у себя дома. Сумели ли мы рассмотреть этот дом, в который были приглашены. Достаточно ли внимательными мы оказались, чтобы по дому судить о тех, кто задумал и создал его его и обитает в нем. Остановись на каждом действии, на эмоции, мысли. А сказать-то, сказать что хотелось? Ради чего это все было? Что думал автор, как считаешь? Когда говорил это? А это? И ты - пожалел или рассердился? Затронули тебя эти слова? Хотел бы дружить с ним, с персонажем? Пустил бы в дом? Чего бы от него ждал? А того, кто его придумал? Ну, и как? Соответствует?

Когда дети приехали, оказалось, что дочь благополучно книгу дома оставила. Это совсем не то, читать с экрана, но что было делать. Спросила, открывала ли внучка уже эту книгу. Нет, она не любит читать, ей неинтересно. Ну, хорошо, я тебе почитаю, а потом посмотрим.

И вот мы начинаем читать книгу. Поскольку читаемая вслух пьеса в стихах постоянно заставляет выпадать из ритма (а как иначе показать некоторые диалоги, ведь кукол в руках у меня нет), то и мои реплики течения повествования не нарушают. Мне главное видеть глаза. Каждый миг. Потому что малейшее рассеивание концентрации — это сигнал для меня сменить тон, оживить рассказ, прибавить или "увернуть", объяснить еще раз, задать вопросы и привести другие примеры. Но разве можно рассказать, как это происходит, не поставив уже и эту, следующую, пьесу, не записав видео наших чтений. Все, что я расскажу, будет только отзвуком, только тенью процесса, в котором у ребенка начинают загораться глаза. Я не сумею показать, как это бывает, ведь тень не горит и, как ее ни очерти, она все равно плоская. Поэтому мало, поэтому только фрагменты.

Переведите действие в современность, не утеряв картинки двухсотлетней давности. Запараллельте события. Покажите на примерах, почему это произведение бессмертно.

Только наброски, несколько выдержек и мы – современный подросток, которому неинтересны книги, и чтец.

- Двести лет назад. Ты можешь представить 200 лет назад? Помнишь фильм «Война и мир»? Декорации помнишь? Ну вот представь, антураж тот же, это 1822 год и наша с тобой Москва. Кареты, редкие балы, ни радио, ни – куда там – телефоны, вообще никаких экранов, можешь представить? Никаких, кроме медленных почтовых, средств связи. Бывало, что и никаких друзей. Люди варились в собственном соку, особенно юные, что им было делать? У них общение ограничено, информацию они могут собрать только из книг, но читать книги учат не всех. Тогда, в те времена, считалось (многие же и сейчас так считают), что читать не нужно, даже вредно. И вот растет такой человек, а вокруг него ни-че-го. Только те люди, которые рядом, у богатых, например, это слуги, лакеи. У слуг - господа. И вот представь, живет девочка. Тебе пятнадцать, а ей было меньше, и она дружила с мальчиком с детства. Возможно, была в него влюблена. Это запросто может быть, я вот с твоим дедушкой познакомилась, когда ему было, как тебе, а мне и вовсе четырнадцать. Так вот, Софья, дочка Фамусова, дружила с Александром Чацким, он был постарше. И когда ей было четырнадцать, он взял да и уехал.
У него были резоны, конечно. Эта скукота, отсутствие информации, капкан, еще не начал жить, а уже тупик. И вот он решил рвануть по миру, посмотреть, попытаться понять, разобраться хоть в чем-нибудь. Это не каждый мог себе позволить, как и сейчас – один едет на дачу, другой в кругосветку. Чацкий себе путешествие позволить мог. И он уехал, оставив Соню, как обычно и бывало с мужчинами. Они странствовали, мы с тобой таких историй знаем много, а женщины их ждали, начиная с Пенелопы. Ну, или не ждали. 

Чацкого не было три года. Софья Павловна все это время жила без путешествий, без новых картинок, даже почти без книг, потому что ее отец чтения не одобрял.
- Как сейчас гаджеты?
- Точно, как сейчас гаджеты, да. Родители точно так же считали, что это вредно. А дети хотели получать информацию. Хотели общаться. И Софья очень хотела, но рядом с ней, не считая отца, была только служанка Лиза и Молчалин, лакей Фамусова. И вот…

«Явление 1
Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают.
Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел.
(Утро, чуть день брезжится.)
Лизанька (вдруг просыпается, встает с кресел, оглядывается)

Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать – отказ.
«Ждем друга». – Нужен глаз да глаз,
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день!.. сказать им…»

Что тут? Что мы узнали? Что прошла целая ночь, и что Лиза делала?
- Спала?
- Немного, потому что… Что?
- Ей не дали?
- Точно, не пустили, сказали, что ждут…
- Какого-то друга.
- Но ее все-таки сморило. А настроение у нее какое?
- Недовольна.
- А еще?

- Озадачена. Самое главное, в комнате Софьи Павловны музыка, с самого раннего утра, но… Она там одна?
- Ну… Вроде нет?
- Можно подумать, что одна, потому что раньше слуги говорили о своих хозяевах во множественном числе. Но тут ты права, она не одна. Кто же с юной незамужней девушкой музицирует ночью? О вот она стучится к Софии:

«Господа,
Эй! Софья Павловна, беда:
Зашла беседа ваша за́ночь;
Вы глухи? – Алексей Степаныч!
Сударыня!.. – И страх их не берет!


- Маш, не стой за спиной, давит, - это дочери. Дальше она записать не успела.

И так, с выражением, с остановками, с приближением к современности мы постигаем то, что гениальный автор назвал комедией, но что несомненная драма, потому что сюжет этот не изживаем. Наша задача  не просто понять произведение, не только подготовиться отвечать по нему (сочинений теперь нет, хотя бы изложения были бы способны написать дети), полюбить его, пользоваться им, применять его, опираться на него, потому что оно на все случаи жизни и везде впору.

А крылатые фразы. Внучка то и дело изумляется: "Ой, я эти слова слышала!". И мы разбираем с ней смысл этих выражений, области, где они были бы в пору. Я рассказываю ей, как нас учили в школе: Чацкий прекрасен, дерзок и современен, а Фамусов и все его окружение - болото, достойное высмеивания, Молчалин же еще и презрения, потому что он двуличный, подлый и мелкий чел.

Что за особа Лизонька? Умна ли, честна ли? А какая честность, тут "не до жиру", хозяйка приказала, она исполняет, вот прикорнула, так ведь силы не бесконечны. Но кажется, Лизонька не глупа: ""Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь"" - эта фраза о чем? Почему лучше, чтобы еще и любовь миновала?
Ну представь, хорошенькая девушка работает где-то в офисе, и на нее взъелся бос. Что он будет делать?
- Придираться, со свету сживать?
- Ну да. А если она шефу, наоборот, понравится, что тогда?
- Нуууу, - тянет подросток, - они поженятся?
- Может такое быть, только очень редко бывает. Обычно, чтобы стать начальником, надо время, и люди женятся, заводят семью, пока поднимаются по социальной лестнице. И вот обычно у боса крепкая семья. И он думает, что ему все можно, раз подчиненная ему понравилась. И он начинает домогаться. А потом как пойдет. Очень может быть, что и тянется такой роман, а может раз - и все, не нужна больше. И вплоть до того, что работу ей приходится менять. Понимаешь? Попробуй повторить выражение? Класс! Теперь ты точно знаешь, почему Лизонька так сказала, и когда можно это выражение применить.

А Софья? "Счастливые часов не наблюдают" - это о чем? Ты же знаешь, как бывает, надо делать что-то, чего не хочется, время тянется, неинтересный урок никак не кончается, неинтересное дело, кажется, не сделать никогда. А если человек нравится, а если он влюблен и он рядом с любимым? Время тогда само как птица, летит, и не видят влюбленные и счастливые люди, как оно пролетает. Как миг! Потому что в это время человек живет не умом, а сердцем. Как думаешь, умна ли Софья? Нас учили, что глупа, как пробка. А по-моему, девушка как девушка. Чацкий уехал, оставил ее, она была одна, она взрослела... Помнишь, как в "Евгении Онегине?" "Душа ждала...кого-нибудь. И дождалась! Открылись очи, она сказала: "Это он!"... И да, так бывает, что приходит время и влюбляешься просто в того, кто оказывается рядом. Разве можно ее за это наказывать или по одному этому судить об уме? А Молчалин обходителен, терпелив, слова лишнего не скажет.. Помнишь: "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь"? И он рядом. Подлый? Пожалуй, да. И Софью обманывает, и перед Фамусовым выслуживается, и Лизоньке проходу не дает... Но разве Молчалин - не образец современного менеджера? Ведь если разобрать его приницпы по частям, то получится настоящий устав современного дельца - со всеми подходами и по всем параметрам. Непотопляемое такое существо, которое везде выкрутится, всюду приспособится, своего не упустит, и даже если в чем-то потерпит фиаско, то выкрутится все равно, потому что и покается, и поклянется, и ни перед чем не остановится. Молчалин имеет характер современного успешного человека - вот марка и образец. Поэтому я всегда и говорю родителям, что не кем он станет важно, а каким ...
Видишь, Софья говорит: ""Ах, если любит кто кого,  зачем ума искать и ездить так далеко" - она по-своему права. Дорог тебе человек, не оставляй его надолго. А оставил - не обвиняй.
А Чацкий?
Колючий, злоязычный, он не считается ни с кем, он, ладно, не уважает, он и не щадит никого. Обо всем и обо всех он говорит плохо, в его понимании, ему все обязаны, он же сам никому - захотел уехал, захотел - вернулся, а вы пока должны были поставить жизнь на паузу,  ждите его и храните ему верность, иначе он вас смешает с землей.

Ему, конечно, трудно. Он образован, он дерзок, он рвется к переменам. Но ведь мир разный, и не все люди в нем должны продвигаться с одинаковой скоростью в будущее. Смотри, демократия это не только способность ценить и творить свободу, это еще и долг эту свободу предоставлять другим. Но Чацкий на это не способен. Он видит изъяны, но не знает, как с ними бороться, а потому он может только разрушать.  Посмотри, вот его крылатые слова: "Служить бы рад, прислушиваться тошно". Когда нас учили, эти слова поднимали на пьедестал, их и сейчас можно по разным поводам встретить. Только если нет четкого понимания, что хорошо и что плохо, что можно, а чего нельзя, что запрет, а что долг, то так сказать можно в любую минуту, потому что сам решил. Нравится - служу, не нравится - прислуживайте сами. Чацкий - человек, которому тошно. Тошны люди, тошна сама жизнь. Он бунтарь и разрушитель. Интересно поискать в себе такие черты, потому что здорово понимать, что плохо, но еще лучше знать, можешь ли ты это исправить, и понимать, как. Но есть, есть у него мысли здравые, только не криком, не упреками их продвигать.  Я вот тоже мечтаю, "что б истребил господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражания", мы же во всем это видим, так? И примеры, примеры - из современных фильмов, из истории, начиная с Петра. Мы же смотрели с тобой "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил". Помнишь, как он боярам бороды брил, как тебовал отречения от своего ради иностранного, и как подчиненные в страхе шептали перед егоьприходом: "Вешай толтомясую"...

Беседа неторопливая, с шутками, с образами и картинками. Разбираем крылатые фраы одну за другой, выписываем, придумываем сценки.
Фамусов: "Ну как не порадеть родному человечку" - а это нетворкинг, презираемое Чацким вполне легальное явление. Не только "молчалины блаженствуют на свете", фамусовы тоже вполне удобно сидят на своих местах, берегут традиции и укрепляют баррикады своими людьми. А Чацкие кричат, кричат... И оставляют после себя обломки, как правило. 

Читаем "Горе от ума" за три вечера, возвращаемся, обсуждаем, вспоминаем. Самая концовка - "Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна" - это о чем? Ведь Фамусову не так страшна глупая дочь, не так страшен обман, как скандал и вот это самое мнение света. Где у нас еще об этом было?
- Знаю! Это, это... Лиза!  "грех не беда, молва не хороша" !!!
- Ну круто же! Ты уже связываешь, ты видишь аналогии, ты уже можешь этой мудростью пользоваться. Ну и? Что мы можем сказать про "век нынешний и век минувший"?
- Я понимаю, почему это произведение бессмертное.

...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Привет, дорогие друзья) Я буду наверстывать упущенное, у меня накопилось много новостей, все в один пост не уместить и буду стараться писать по порядку)) Многие ждут моего поста про Mersedes Benz Fashion Week, скоро-скоро соберу все свои эмоции и вылью в один ...
Август 2013, С-Пб (с) Анна Кладония ...
Бюсты националиста Бандеры на Украине отлили из золота В Киеве открылась выставка скульптур, посвященная идеологу украинского национализма Степану Бандере. Двенадцать бюстов , представленных в экспозиции, изготовлены из драгметаллов, янтаря и мрамора. http://lifenews.ru/news/147 ...
Всем. Навальный нахлобучил ФСБ с помощью информации о биллинге и списков пассажиров слитых за бабло коррумпированными эфэсбэшниками же. Разве это не прекрасно? Это всё что нужно знать о системе безопасности в Ресурсной Федерации. Эти педики всё продадут и сдадут за звонкую монету. Ну ...
Фотографии планировались другие, и текст должен был быть веселым и задорным. Но, так получилось, что пишу на скорую руку, не злая, но безмерно удивленная. -А вы не боитесь ребенку ТАКОЕ позволять носить? — шепотом спросила сегодня у меня репети ...