Чьи предки чище?
olhanninen — 27.10.2013 Ничьи предки не чище, потому что не было в прошлом в городах Европы, России и Азии водопровода и канализации с очистными сооружениями. Даже там, где канализация все же была, продукты человеческой жизнедеятельности попадали в реки и грунтовые воды, потому что не было очистных сооружений, а канализационные трубы были несовершенны. И только с возникновением современных технических возможностей стало возможным говорить о чистоте в городах, где проживает большое количество людей.А вот я обалдела от грязи национализма, которая выливается на заинтересовавшегося историей канализации человека: благодаря тому, что читаю по-русски, который является языком международным для многих европейцев, русских и азиатов, и которые поливают предков друг друга так, что тошно становится. Никогда не думала, что проблема гигиены настолько политизирована!
Приведу навскидку несколько примеров с фотографиями, а их можно много найти для всех стран.
Рябушкин А.П. Московская улица XVII века в праздничный день, 1895. Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия. Итак, попробуем ответить на вопрос: Чьи предки чище?
В своей книге "Из истории канализации Москвы и Петербурга" Герман Штрумпф пишет об указах Петра Великого и Екатерины Великой, необходимых потому что "жители Москвы в XVII в. выбрасывали экскременты и выливали нечистоты на дворы или на улицу. Например, даже на Тверской улице текли зловонные ручьи нечистот - вытекали они в основном из-под деревянных заборов, которыми огораживались дворы. В старину, еще до устройства бульваров, по Садовым улицам шел крепостной вал со рвом. В дождливую погоду ров наполнялся водой, которая в сухое время страшно загрязнялась, плесневела и издавала зловоние. Древняя Москва Аналогичное зрелище представляли Болото, Балчуг и Садовники: весной они затоплялись полой водой Москвы-реки, в течение всего лета подсыхали и благоухали брошенными в воду продуктами разложения. В самом центре города текла маленькая речка Неглинная, страшно загрязненная нечистотами и отбросами. По ее берегам всегда лежали кучи навоза и гниющего мусора. Позднее в разных местах дворов стали рыть глубокие ямы для надворных клозетов. Когда яма наполнялась, рыли другую, и нужник переносили. Золотарный промысел - вывоз экскрементов из города - был неразвит. Хозяйственные воды выливались прямо на дворы. Бойни, фабрики, бани сливали ежедневно сточные воды в ближайшие речки и ручьи. Конский навоз, мусор и снег тоже практически не убирались. Как и во многих городах, в Москве существовали сточные канавы и каналы, кое-где прокладывались подземные трубы. Они устраивались для стока дождевой и хозяйственной воды, но, как и повсюду, жители в них сбрасывали "золото".
Туалет в крепости Олавинлинна, город Савонлинна, Финляндия.
Для полноты картины непременно почитайте книги Жака Ле Гоффа "Цивилизация средневекового Запада" и "История тела в средние века" и другие, чтобы иметь представление в отношении того, что представлял собой средневековый город: грязь, вонь, нечистоты на улицах.
Francesco Guardi, 1712-1793, Canal Grande Bei San Germeia Venice, Alte Pinakothek, Munich, Germany.
И поэтому европейский город ничем не отличался от российских или азиатских городов просто потому, что не было там условий для чистоты: помои выливались из окон на улицу, и ни крики "Выливаю!", ни парики, ни широкополые шляпы не спасали горожан, как и деревянная обувь и ходули.
Туалет в Олавинлинна, вид со стены крепости.
Скалы под крепостью, вид на скалы из отверстия туалета.
Вид на туалет, крепость, скалы и озеро Сайма.
Так что попытки справиться с нечистотами в Средневековье, а особенно в Новое время были везде, но не было технического решения, позволяющего их реализовать.
Так выглядит туалет в Шильонском замке, Щвейцария.
Во многих рыцарских замках, а также городских домах, если туалет был, он выглядел именно так, как в Шильонском замке: нечистоты падали наружу - в ров или на улицу, а сама шахта перекрывалась, чтобы по нему не забрались во время штурма враги.
На картине Cornelis Van Dalem, Landscape with farm современная ему деревня 1564 года и руины, возможно, античного акведука.
Публикаций о том, как растеряли все античные гигиенические навыки в Средние века множество.
Но не надо преувеличивать древнеримские канализационные достижения. Да, они были.
Так выглядит римский туалет в Кейсарии, Израиль. Римляне в городах пытались бороться с нечистотами и строили канализацию. Но куда она вела? Правильно: в реки, в море, а по дороге загрязнялись грунтовые воды, которые люди пили.
Кукрыниксы, Бегство фашистов из Новгорода, 1944-1946, Холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
О какой гигиене тут можно говорить, когда разрушена канализация и водопровод, вокруг пожары и холод? Но в отличие от своих предков люди уже знали о тех бедах, которые несет грязь и, когда отвоевывали, отмывали свои города, как могли. Даже в осажденном Ленинграде, умирающие от голода люди мыли свой город, о чем я уже рассказывала в напечатанных в этом журнале воспоминаниях моей мамы.
А это современный Кабул, фотография Ильи Варламова. Не знаю, как мусульманская религия относится к тому, что делают эти люди. Но такое поведение с точки зрения гигиены выглядит не менее страшно, чем поведение средневековых европейцев или русских, в городах которых свирепствовали эпидемии. А насчет эпидемий просто набираем в поиске "Чума в России", "Чума во Франции" и так далее.
Вообще, думаю, надо провести сравнительное изучение гигиенических национальных и религиозных представлений и их действительное функционирование в реальной жизни и истории. Интересная тема! И мне кажется, что культурный патриот материальной культурой вообще, а историей национальной гигиены в частности не интересоваться не может, особенно в своей стране. И очень жаль, что на сайтах московской и питерской канализации и водопровода так мало исторического материала. Потому что гигиена - это реальная борьба за человеческое в человеке.
Однако, повторюсь: во всех городах всех стран до возникновения современных водопровода, канализации и очистных сооружений, говорить о чистоте и гигиене было просто бессмысленно.
Вместо того, чтобы пожалеть предков Петра, Питера и Бутроса, живших на наш взгляд в антисанитарных условиях, а самим стараться соблюдать чистоту в своих городах, их потомки выясняют, чьи предки свиньи.
Думаю, что те, кто такое о своих и чужих предках пишет, хуже животных, как и те, кто загрязняет свои улицы сегодня.
И еще иногда я думаю, что в наше время грязных патриотов не бывает, это - опасные фанатики.
А достойные альтернативы сегодня есть: это, например, акции "Блогер против мусора" в своих городах. И я верю, что их будет больше, а свинства - меньше.
|
</> |