Четвертый исландский поход, часть первая, предметная

топ 100 блогов tchainka07.08.2016
ХРЕН ЛИ

Некоторые слова русского языка ложатся на исландскую географическую карту как родные. Это наблюдение было сделано, когда я забыла название водопада, который мы как раз ехали смотреть.

- Как-как ты его обозвала? – заинтересовался Филиппыч. – Хрен-ли-фосс? А что это означает?

Названия водопадов всегда что-нибудь означают. Ну там, Гюдльфосс – "золотой водопад". Годафосс – "водопад богов". Хауифосс – предположительно (ну или по крайней мере в рамках легенды для туристов) "высокий водопад". В этих случаях исландцы, давая водопаду имя, хотя бы включили воображение. Могли бы и не включать: например, Скоугафосс означает просто "водопад на реке Скоуга", однако примитивность названия нисколько не умаляет ни красоты этого чуда природы, ни его известности. За Деттифосс даже обидно: его название переводится примерно как "водопадистый низвергающийся водопад", потому что и detta - падение, и foss водопад, в общем, масло масляное. Хотя он, конечно, всем водопадам водопад, не поспоришь.

- Хренлифосс, - объяснила я веско, - это водопад, находящийся в таких адских гребенях, что, пока туда доедешь, поменяешь два колеса и восемь памперсов.
- О! – обрадовался Филиппыч. У него главная настольная книга – подробный многостраничный атлас Исландии, так что на местной топонимике он собаку съел. – Не удивлюсь, если где-нибудь там поблизости отыщется, к примеру, гора Хренлифьядль. Или мыс Хренливик.

Следующие пятнадцать минут мы развлекались, сочиняя историю о том, как у далекого водопада Хренлифосс, сбегающего с ледника Хренльйёкюдль и дающего начало реке Хренлисау, протекающей в местности Хренлидалур, куда ведет дорога Хренливегур, которая отличается крайней топографической замысловатостью во всех трех измерениях… собственно, тогда мы так и не придумали, что же именно там произошло. Не до того было – ибо дорога, по которой мы ехали, внезапно превратилась в эту самую Хренливегур, на которой как нехрен делать можно поменять не только восемь памперсов, но и два колеса. Так что придется, как те исландцы, выключить воображение и рассказывать, как было на самом деле. Ничего не придумывая. Хрен ли нам скрывать.

***

Вот немножко сухих фактов и циферок для начала.

0. Этот пункт не зря так пронумерован. Если сложить нашу с Филиппычем палаточно-походную практику, а потом поделить пополам, как раз нуль и получится. Филиппыч до этой авантюры имел опыт в формате "выехали на речку, поставили палатку, пожарили шашлык, выпили и закусили". Я, будучи склонной скорее к гедонизму, нежели к мазохизму, всегда относилась к таким развлечениям крайне отрицательно. Я терпеть не могу мокрую одежду и грязную обувь. Я ненавижу комаров. Невозможность принять теплый душ приводит меня в растерянность, а при повторении ситуации – в ярость. Я, черт подери, категорически против того, чтобы жрать на завтрак, обед и ужин консервы, концентраты и прочий доширак. Я все это в гробу видала. И, надо заметить, мое отношение к этому всему нисколько не переменилось. Да-да, я люблю комфорт во всех его житейских проявлениях. Это в порядке преамбулы. Просто чтобы напомнить, что все дальнейшее излагается отнюдь не бывалым туристом, а, прошу прощения, гламурной фифочкой, которую занесло в палатку разве что силой неуемного желания увидеть такое, которое иначе не покажут. Итак.

1. С 17 по 21 июля включительно мы прошли 88 км по очень, очень пересеченной местности, которая называется Хренли Лаугавегур. Это популярный пешеходный маршрут, и вообще-то он рассчитан на шесть дневных переходов. Мы одолели его с севера на юг в четыре приема: 25 (ЛандманналойгарАльфтаватн), 17 (Альфтаватн – Эмструр), 19 (Эмструр – Торсмёрк) и 27 (Торсмёрк – Скогар) км соответственно. Один день отдыха (после третьего перехода) был нами потрачен на необременительную десятикилометровую прогулку по Торсмёрку (налегке, говорить не о чем). Чтобы можно было представить себе объем жертв и разрушений, прилагаю карту маршрута. Она составлена не нами, но практически полностью соответствует нашей с Филиппычем действительности. Перепады высот (справа внизу) призваны дополнить представление о степени упоротости пациентов.

Четвертый исландский поход, часть первая, предметная laugavegur

2. Вес груза на старте составил 21 и 14 кг соответственно. На финише – 16 и 10 кг.

3. За это время нами было истреблено примерно 2 кг американской сублимированной жратвы, 20 пакетиков растворимого супа, 600 г сухарей, 1 кг миндаля, 6 плиток шоколада, 16 яиц, сваренных вкрутую, плюс разные милые мелочи типа сыра и ветчины в нарезке. Вам уже смешно? Вы никогда не взяли бы в поход никаких яиц, кроме тех, которые у вас, возможно, имеются от рождения? Тогда следующий пункт лучше пропустить, иначе он вас убьет.

4. Примерно 10% стартового груза Филиппыча составляло пиво.

Четвертый исландский поход, часть первая, предметная 13707172_1758897654333711_755785704_n

Да-да. Он поперся в горы, имея в рюкзаке 4 (четыре) банки пива. Пиво, равно как вареные яйца и сыр на завтрак, способствовало поднятию боевого духа. Допускаю, что это так. Даже верю, что, не будь этого пива, Филиппычу было бы гораздо сложнее тащить все остальное. Я, будучи где-то в глубине души – ну ооочень глубоко – практиком, выбрала напиток, в котором градусы размещены гораздо компактнее.

5. Средняя скорость в движении, как нам подсказывает навигатор, составила 4 км/ч. Неплохо для двух городских чайников 53 и 49 лет, особенно если учесть груз и рельеф. И степень упоротости.

6. С 22 по 28 июля включительно мы проехали на машине – модифицированном внедорожнике Mitsubishi Pajero десяти лет от роду – 1885 км уже по другой местности, в том числе и тоже очень пересеченной. "Модифицированный" в данном случае означает, что из салона были безжалостно выломаны оба ряда задних сидений, а вместо них всобачены автохолодильник, раковина (со сливом прямо на землю) и раскладной матрац на всю оставшуюся площадь. Прекрасный вариант для тех, кому по какой-то причине надоело ночевать в палатке. Пока ехали – научились форсировать реки, не поднимая ни малейшей волны, и преодолевать лавовые колдобины на дороге так, чтобы посуда в ящике не звенела. Под "дорогой" в данном случае понимается такое место, по которому полноприводная машина с хорошим клиренсом проехать в принципе может, если ей повезет с погодой и водителем.

7. Кстати, о погоде. Нам с нею повезло так, что даже страшно об этом говорить. За две недели путешествия дождь, который вообще мог на что-нибудь повлиять, шел всего трижды: 20 июля (Торсмёрк, день отдыха, пострадала сменная одежда Филиппыча), 21 июля (пеший переход, финальный участок Торсмёрк – Скогар, промокло до нитки вообще все, что могло промокнуть, и многое из того, что не могло) и 24 июля (Аскья, никто не пострадал, даже наоборот – в самый ответственный момент туман рассеялся минут на пять, чтобы я могла сделать несколько снимков). В последние три дня складывалось впечатление, что исландские тролли и эльфы специально разгоняют облака по ходу нашего следования (и нагоняют их обратно у нас за спиной). Мы ухитрились увидеть ледяную лагуну Йёкюльсаурлоун, деревню Вик, мыс Дирхолаэй и город Хверагерди, не говоря уже про помянутый выше водопад Скоугафосс, при ясной погоде. Мы покрылись заметным загаром, невзирая на солнцезащитный крем с фактором 50. Филиппыч даже искал на приборной панели кнопку включения кондиционера. Не нашел.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

В целом – и прежде всего благодаря маниакальному стремлению Филиппыча все планировать – у нас все сложилось очень хорошо. Однако есть моменты, которые мы бы в свете накопленного опыта переиграли.

1. В день прилета мы планировали добраться до стартовой точки пешего маршрута (Ландманналойгар) на автобусе. Автобус туда ходит дважды в день – в 13-00 и в 16-00. До автобуса нам предстояло: взять в аренду совсем маленький и дешевенький автомобиль (чисто до города доехать), купить газовые баллоны и необходимые продукты, переложить походные вещи из сумок в рюкзаки, сдать остальное в камеру хранения, сдать автомобиль. Пытаясь успеть на первый рейс, мы переформировывали багаж в большой спешке, из-за чего я осталась на пять дней без шампуня, а Филиппыч случайно запихал в рюкзак носков и футболок вдвое больше, чем ему было надо. На автобус при этом все равно опоздали, пришлось ехать вторым рейсом: по менее живописной дороге и с пересадкой. В следующий раз мы не будем стремиться объять необъятное, впихнуть невпихуемое и т.д.

2. Хотя дотошный Филиппыч и делал контрольную укладку рюкзаков еще дома, их объем (45 и 35 л) оказался недостаточным. В итоге я узнала от него много разных слов и фразеологизмов о холиваре между "внутрипеночниками" и "внешнепеночниками" на туристических форумах, а рюкзаки наши после всех ухищрений выглядели как у самых отъявленных внешнепеночников (а также внешнепалаточников, внешнетапочников и внешнебутылочников), хотя мы и не уверены, что разделяем их идеи. Теперь мы купим Филиппычу рюкзак объемом 60 л, 45-литровый отдадим мне, а 35-литровый кому-нибудь подарим. Мы не хотим, чтобы в следующий раз наши рюкзаки выглядели так.

Четвертый исландский поход, часть первая, предметная IMG_20160717_073631 Четвертый исландский поход, часть первая, предметная IMG_20160717_073654

3. Американская сублимированная хавка, несмотря на питательность, простоту приготовления и благоприятные отзывы пользователей, включая космонавтов, - полный отстой. По степени отстойности она уверенно может соперничать с залом вылета аэропорта Осло. Из шести имевшихся у нас блюд одно можно было признать достаточно вкусным и еще два – условно съедобными. Кроме того, каждая порция этой жратвы содержала 53% дневной нормы натрия. В переводе на понятный язык это означает, что, с учетом всей остальной еды, мы потребляли соли раза в два больше, чем нам требовалось. Спецэффект "утро китайского пчеловода" наблюдался в течение пяти дней постоянно. В общем, к концу пешего перехода эти кулинарные изыски остопиздели нам до скрежета зубовного. От банальных гречки, пшенки и сгущенки пользы и удовольствия было бы на порядок больше. Учтем на будущее.

4. На привале все потенциально промокаемые вещи должны лежать в палатке. В Торсмёрке мы отправились на прогулку, оставив рюкзак Филиппыча хоть и под тентом, но на земле. Пошел дождь, и в итоге мы имели довольно много чистых, но мокрых, а самое обидное - ненужных (см. п. 1) носков и футболок, а впоследствии – довольно много секса с просушкой всего этого.

Четвертый исландский поход, часть первая, предметная 13741344_748998641908492_1752399371_n

В порядке дополнительной меры Филиппыч уже включил в список предстоящих покупок гермомешки и накидки на рюкзак.

5. Между ледниками Эйяфьядлайёкюдль и Мирдалсйёкюдль мы передвигались фактически внутри облака. Очки практически сразу пришлось снять, поскольку они приняли вот такой вид.

Четвертый исландский поход, часть первая, предметная IMG_20160721_122348

Что с этим делать – пока не знаю. Без очков высматривать в этом киселе дорожные вешки было, мягко говоря, неудобно. Можно было бы освоить контактные линзы, но я пока не уверена в жизнеспособности этого варианта.

6. Протяженность любого отрезка маршрута можно смело увеличивать на 2 км. Написано на сайте 15 км – значит, по факту 17. С учетом остановок, обходов препятствий, петляний и заблуждений. К расчетному времени прибытия в любой пункт можно смело прибавлять 2 часа. Это последнее правило относится не только к пешему, но и к автомобильному путешествию.

7. Стремясь оптимизировать вес груза, я еще дома безжалостно отбросила то, что, по моим представлениям, пригодиться в походе не могло. И в первую очередь – декоративную косметику. В основном я была права – без туши для ресниц и карандаша для бровей в этом их Хренлидалуре вполне можно обойтись. По губной помаде страдала непрерывно все пять дней, с первых же часов похода. Добравшись до цивилизованных краев, тут же купила бальзам для губ и была совершенно счастлива. Есть вещи, и иногда весьма неожиданные, на которых экономить не нужно.

САМЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ВЕЩИ

1. Трекинговые палки. Величайшее изобретение человечества. На одном броде без них меня бы точно сбило с ног и протащило по камням вместе с рюкзаком. А уж сколько раз я бы навернулась в горах – страшно подумать. Так-то всего раза четыре, и без последствий.

Четвертый исландский поход, часть первая, предметная 13736890_1028415297207176_1794160824_n

2. Шерстяная одежда: термобелье и носки. Я про это много раз слышала и читала, но не верила, зато теперь точно знаю: термобелье и носки из чистой шерсти греют, даже если промокли до нитки. А вот х/б футболки и носки – см. пп. 1 и 4 раздела "Работа над ошибками" – можно было не брать вообще. Толку ноль, сушить затрахаешься.

3. Аутентичная флотская тельняшка – мегавещь. Настолько мега, что заслуживает отдельного упоминания. Не холодно, не жарко, не дует. Опять же, стирать можно в общем режиме без последствий, не линяет, не садится, не тянется.

Четвертый исландский поход, часть первая, предметная DSC08713

4. Газовая горелка. Наш экземпляр – экономичный, с защитой от ветра – нагревал литровую кастрюльку за 8 минут, пол-литра (на 2 чашки) – практически вдвое быстрее. На пятидневный переход хватило 450 г газа. Второй 450-граммовый баллон мы потратили, и кстати далеко не полностью, на регулярный аттракцион "свари на парковке суп за 15 минут и затролли этим всех туристов в радиусе 5 км".

Четвертый исландский поход, часть первая, предметная IMG_20160716_231221

5. GPS-дивайс. Любой. У Филиппыча было два: специальный пешеходный навигатор, которому он заранее скормил наш маршрут, и обычный мобильник. Благодаря этому мы сумели не только не потеряться на перевале Фиммвёрдухаулс, но и указать дорогу нашим случайным попутчикам.

6. Губная помада, которой не было. Или бальзам для губ. См. п. 7 "Работы над ошибками".

7. Кофр для фотокамеры. Мегавещь даже круче тельняшки. Универсальное вместилище для любых предметов, которые могут понадобиться в режиме "вотпрямщас". В многочисленных отделениях и кармашках моего кофра можно было найти: салфетки, батарейки для гаджетов, наконечники для палок, перчатки, мобильник, спички, два комплекта столовых приборов, перочинный ножик 10-предметный, дежурную шоколадку и запасные стропы для фиксации всего на свете. Мы настолько привыкли к тому, что в кофре может найтись буквально ВСЕ, что он превратился в семейный мем. "Где зубная щетка / мыльница / сухие носки / бандана / левый ботинок / баллон с газом? – В кофре посмотри!" Ах да, еще там была камера с объективами, аккумуляторами, блендами и всем, что полагается. Кстати: в один прекрасный день ножик, зараза такая, потерялся, и пару дней его вообще никто не видел. Потом он сам собой нашелся – естественно, в кофре. Который в процессе поисков был тщательнейшим образом перетряхнут и буквально вывернут наизнанку не менее трех раз. Мистика, блин. Полтергейст. Не иначе местные тролли взяли поиграть, а потом вернули, как порядочные.

***

И еще раз к вопросу о мистике. В славном городе Эгильсстадире заехали мы на заправку – купить всяких мелочей. Ну ходим по магазинчику, выбираем, тут Филиппыч вдруг встает как вкопанный и шепчет: "Судьба". И на прилавок с сувенирами пальцем показывает. А там среди прочего выставлена карта Хренли Хорнстрандира. Того самого. И это при том, что в Исландии вся сувенирка очень четко поделена по региональному признаку: т.е. на Золотом кольце вам будут продавать открытки-магнитики и прочую хню с видами Гюдльфосса, Гейзира и Голубой лагуны, в Вике – с изображением Ведьминых пальцев и мыса Дирхолаэй, который там в двух шагах. На полуострове Снайфедльснес – с ихней знаменитой горой Киркьюфетль, в Хусавике – с китами. И ни в коем разе не наоборот! А тут вдруг далеко на востоке – привет, карта крайнего северо-западного региона. Отличная километровка со всеми тропинками, явными, неявными и подразумеваемыми. Как, спрашивается в задаче, она там оказалась? Зачем? А главное – для кого?!

Конечно же, карту мы немедленно купили. И в Хорнстрандир теперь точно поедем. Тем более и опыт есть, и оборудование, и желание не пропало. Хрен ли.

На этом проза жизни кончилась, в следующей серии забавное что-нибудь расскажу.
Четвертый исландский поход, часть первая, предметная

Peбeнoк нa yлицe блoкaднoгo Лeнингpaдa y плaкaтa «Уничтoжить нeмeцкoe чyдoвищe!». 1942г. ...
Изьебываецо надо мною! Прислали трубу, прислали фильтр. ГДЕ БЛЯТЬ ...
При всём моём нерадостном бытие во время празднования НГ, были моменты, которые хочется укутать тёплым толстым одеялом и спрятать поглубже в своей душе, никому не отдавать и не распространяться о них. Слишком дорого. Мне и для меня. Я не про вообще, а про очень конкретное, про эти январск ...
Из диалогов: - В сто девяносто восемь читать десять надо! ...ну почему только пункт 10? В сущности, основа вчерашнего указа № 198, конечно, техническая, но ведь она в некотором роде тройственная, потому как комплексно техническую проблему решает. Не токмо схему разруливания зависших ...
Лук тоже можно есть ложками!!! 3 красные луковицы 1 столовая ложка сливочного масла 1 столовая ложка сахара 1 столовая ложка винного красного уксуса 100 мл красного вина соль по вкусу молотый перец 1/2 чайной ложки тимьяна Масло и сахар ...