Четвертая форма времени

Представление, что у времени три измерения - прошлое, нынешнее и
будущее - по-прежнему остается всеобщим. Это меня удивляет,
поскольку платонизм неизменно принадлежит к самым влиятельным
направлениям западной философии. Но почему-то трактовка времени
полностью ограничена либо, как к традиции аристотелевского типа,
объектами физического мира, либо включает в себя и ментальный мир,
как пошло с Августина.
Разумеется, содержимое Платонова мира было положено как вечное, а
вечность - не форма времени. Но понять вечное как только предел
шкалы, подобной Аристотелевой гилеморфической шкале, совсем
нетрудно. А сделав этот ход, мы тут же получаем, что форм времени,
то есть временных характеристик объектов, всего не три, а
четыре. Следует добавить четвертое - постоянное
время.
При занятиях какой бы то ни было деятельностью с какими угодно объектами обнаруживаются не только прошлое, нынешнее и будущее, но и постоянное, ибо без постоянных объектов вовсе никаких объектов не будет, останется только мелькающий хаос мгновений.
Постоянное время - не что иное, как временной аспект или срез того обстоятельства, что любое умственное или физическое осмысленное предприятие опирается на среду, которая для данной деятельности не меняется, то есть постоянна. Если предпринят ремонт дома, то будущее - отремонтированный дом, прошлое - обветшавшее и поизносившееся в доме, настоящее - ремонтируемое в доме, а постоянное - сам дом. Иначе ремонтировать нечего.
|
</> |