"Чертёж Ньютона" Александра Иличевского
ptiz_siniz — 03.04.2021 Книги - как отношения с разными людьми. Роман с романом Александра Иличевского "Чертеж Ньютона" оказался для меня тяжёлым, изнурительным, я выбежала из него, едва покидав вещи в сумку, пытаясь успокоить перегруженную голову. Сразу скажу, что эта книга, прежде всего, для израильтян или хотя бы для тех, кто бывал в Иерусалиме, потому что этот иссушающе-подробный, интеллектуально переперченный путеводитель сложно воспринимать умозрительно, не имея никакого личного представления, о чем там идет речь. Хотя, с другой стороны, не исключаю, что это серьезная высоколобая попытка привлечь внимание к Иерусалиму через художественную литературу наподобие "Собора Парижской Богоматери" Гюго...Книга эта, глубокой интеллектуальной, археологической, культурной шахты, состоит из нескольких отдельных частей: герой в Калифорнии, герой на Памире, герой в Израиле. Суть сюжета:
верхний этаж, отраженный в названии книги, - поиск чертежей иерусалимского Храма, который представляется герою вслед за Ньютоном основой и ключом всего мироздания:
"Сэр Айзек надеялся, составив план Храма в точности по библейскому описанию, получить новые бесценные данные и, подобно тому как в молодости он сумел из наблюдений планет вывести закон всемирного тяготения, так и сейчас, исчисляя пропорции между частями Храма, сумеет вывести некий новый закон, с помощью которого можно будет приоткрыть завесу тайны устройства Вселенной."
Нижний этаж - сын ищет пропавшего отца. Поиск отца философски и кульурологически насыщен, ибо в эксцентричной отцовской фигуре заключена мощная учительская во всех смыслах личность.
Вначале роман делает странный, совершенно необязательный (а сюжетно так просто закидонистый) прыжок в Калифорнию, с трудом оправдываемый (поиск тещи, когда-то уехавшей к мормонам и там пропавшей), хотя и небезынтересно прописанный, а потом взлетает на Памир, после чего падает в Иерусалим и там залипает настолько плотно, что просто не продохнуть. Топонимика Иерусалима, пласты истории, религии, философии, - все это поток сознания, как интеллектуально перенасыщенный нескончаемый рассказ слегка тронувшегося экскурсовода. А в некоторых фрагментах наоборот - вдруг забываешь, что это художественное произведение, а не научная историческая работа...
Суховатый язык писателя исколол меня, по окончании чтения я ощущаю жар, который возникает, когда я долго заставляю себя общаться с тем, что не входит в резонанс с моей душой. Самое обидное, что посыл в начале романа был воспринят мной с энтузиазмом, его идея захватила, в книге океанские массы интересного. Но нескончаемое, наиподробнейшее повествование об эксцентричном отце героя с совершенно лишними для читателя подробностями, уместными лишь в домашней хронике для потомков, его жизнь в наркоманских притонах (тут мне всё время вспоминался фильм Лунгина "Дирижёр"), перегруженные интеллектуальные (хм, слово-рефрен моего очерка) и физические скитания этого Вечного Жида, наконец эпизод с изданной книгой отцовских стихов с ни много ни мало восторженным предисловием Бродского (на мой взгляд, просто нахальство писателя, а представленные там стихи по уровню - никак не Живаго) - всё это топит основную идею книги, растворяет ее в едко-соленой, будто из Мертвого моря, воде... А ведь сколько здесь поразительных мест - приведу всего лишь несколько цитат:
"Иерусалим не Рим и не Париж, он чудовищно долго оставался в забвении - историческом, культурном, каком угодно, - и постепенно стал неким бессознательным мира."
"Нигде камни так не похожи на слова и слова на камни. Иерусалим - словно бы место крепления слов к вещам".
"Масоны почитали Храм в качестве явленной копии Вселенной, а его строительство - одним из важнейших дел, которое предпринимает человек, соучаствуя в творении мира."
"Отцу была близка убежденность Поленова в том, что пейзаж - это преобразование Вселенной в состояние мысли... Поленов понимал пейзаж как древнее художественное произведение, сформировавшее сознание человека, само его восприятие: "Создатель обозревает храм Вселенной глазами человека".
"Самая большая загадка мироздания - это не происхождение Вселенной и не природа времени, а всего лишь то, как один человек способен понять другого".
"Любовь - это уменьшение боли, которое ты даришь другому человеку - и приобретаешь себе."
Мысль отца героя - отыскать пещеры, в которых бы как в природных камерах обскура естественным образом запечатлелись очертания того самого Храма, завораживает... Сын, физик, занимающийся проблемой тёмной материи (кстати сам писатель - физик, всю жизнь работающий по специальности) подбирается к воплощению мечты восстановить облик Храма, весьма издалека, а к чему приходит повествование, я открывать не буду)
Книга сложная, насыщенная , несёт очень много интересной информации и пищи для размышлений, путешествий, дальнейшего круга чтения...
Мне было бы очень интересно узнать впечатления от этой книги моих живущих в Израиле друзей, ибо только они могут в полной мере считать и оценить все многочисленные детали иерусалимской текстовой громады "Чертежа Ньютона".
|
</> |